ЗАО "Х" просит Вас дать консультацию по следующему вопросу.
Обществом согласно п. 4.3 "Положения о социальном обеспечении работников ЗАО "Х" работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, выплачивается пособие в размере двух минимальных тарифных ставок. Данные выплаты в бухгалтерском учете включаются в состав внереализационных расходов и не учитываются для целей налогообложения прибыли.
Начисляются ли взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на данные выплаты?
Подпадают ли данные выплаты под п. 5 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.07. 1999 N 765?
Рассматриваются ли данные выплаты как компенсация сверх нормы, установленной Указом Президента РФ от 30.05.1994 N 1110?

Указом Президента РФ от 30.05.94 N 1110 (далее - Указ N 1110) установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей отдельным категориям граждан, в том числе матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.
В данном случае Общество выплачивает пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста в размере большем, чем установлено Указом N 1110, а именно в размере двух тарифных ставок. Указанная выплата предусмотрена Положением о социальном обеспечении работников Общества.
Официальные разъяснения соответствующих органов по вопросу обложения сумм превышения взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний отсутствуют. Однако на практике органы Фонда социального страхования РФ зачастую доначисляют страховые взносы на сумму доплаты к компенсационной выплате. Аргументируют они это тем, что доплата сверх установленного законодательством размера компенсации Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765, не предусмотрена.
Некоторые суды их в этом поддерживают (см. Постановления ФАС Московского округа от 29.05.2008 N КА-А40/4586-08, от 30.04.2008 N КА-А40/2977-08).
Однако, по нашему мнению, данную позицию нельзя признать обоснованно верной и единственной.
Так согласно ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные, определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила), страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников.
В соответствии со статьями 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Заработная плата (оплата труда) - вознаграждение за труд, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Системы заработной платы, различного вида выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.
Из приведенных норм следует, что действующим законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации являются любые доходы. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги). В свою очередь, рассматриваемые в консультации выплаты, по существу не представляют собой оплату труда, поэтому не подпадают под объект обложения страховыми взносами*(1).
Данная позиция подтверждается также сложившейся судебной практикой (например, Постановление ФАС Поволжского округа от 09.04.2009 по делу N А12-10883/2008, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.08.2006 N Ф04-5249/2006(25397-А27-6), Ф04-5249/2006(26004-А27-6) по делу N А27-41195/05-5).
Кроме этого даже если исходить из позиции ФСС РФ, что объектами обложения страховыми взносами являются все доходы, начисленные в пользу работника, то, на наш взгляд, анализируемые выплаты, тем не менее, также есть основания не облагать страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 4 Правил страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765.
Согласно пункту 5 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765, к таковым выплатам относится компенсация, выплачиваемая работнику (одному из родителей, родственнику или опекуну, фактически осуществляющему уход за ребенком), находящемуся в соответствии с законодательством Российской Федерации в отпуске по уходу за ребенком.
При этом каких-либо указаний на ограничение по размеру компенсации указанное Постановление Правительства Российской Федерации N 765 не содержит, а только устанавливает, что работник должен находиться в отпуске при наличии законных оснований, дающих ему право на нахождение в таком отпуске. Другими словами, в п. 5 Перечня говорится не о компенсациях, выплачиваемых в соответствии с законодательством, а о том, что работник, должен находиться в соответствии с законодательством в отпуске по уходу за ребенком.
В соответствии с Указом Президента РФ N 1110 в настоящее время установлены ежемесячные компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста. При этом в целях реализации данного Указа, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 N 1206 утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан.
Вместе с тем необходимо отметить, что названные акты не регулируют вопросы, связанные с исчислением страховых взносов, а устанавливают размер ежемесячных компенсаций в качестве гарантированного минимума.
С учетом изложенного можно говорить о том, что рассматриваемые выплаты подпадают под действие пункта 5 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ.
Данный вывод также подтверждается сложившейся обширной судебной практикой*(2).
Подводя итог вышеизложенному, по нашему мнению, выплаты, производимые работникам, находящимся в соответствии с законодательством РФ в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, не облагаются взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Вывод:
По нашему мнению, выплаты, производимые работникам, находящимся в соответствии с законодательством РФ в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, не облагаются взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

15 октября 2009 г.

ООО "Аудит-новые технологии", октябрь 2009 г.

------------------------------------------------------------------------
*(1) ФАС Западно-Сибирского округа в своем Постановлении от 01.06.2009 N Ф04-2766/2009(6036-А27-25) по делу N А27-440/2009 указал, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между предприятием и работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным физическим лицам, по существу представляют собой оплату их труда.
*(2) Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.02.2009 N Ф04-8152/2008(18791-А27-25) по делу N А27-6642/2008, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.03.2009 N Ф04-796/2009(350-А27-41) по делу N А27-6725/2008-5, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2007 N Ф04-9093/2006(30222-А27-34) по делу N А27-13406/2006-5 (Определением ВАС РФ от 23.04.2007 N 2972/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.11.2006 N Ф04-6382/2006(26928-А27-42) по делу N А27-4688/2006-5, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2006 по делу N А42-9597/2005.






<Место для вашей рекламы>

Copyright 2010 Социальные вопросы. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Социальные вопросы:

Пенсионное обеспечение:

Социальные пособия и выплаты:

Прочие вопросы:
Информация от наших партнеров:

Социальные
вопросы!
Консультации юристов:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, задать его юристу онлайн по телефону бесплатно.



Счетчики:
Rambler's Top100

Ознакомьтесь с информацией:


                                  Главная              О сайте             Реклама             Связь
Общие вопросы социального страхования и социального обеспечения
В этом разделе вы сможете найти ответы на вопросы связанные с социальным обеспечением граждан, о социальных выплатах за счет ФСС, о пособиях по нетрудоспособности, по беременности и родам, о единовременных выплатах и выплатах по уходу за ребенком, а также многие другие вопросы социального обеспечения.