Какие санкции предусмотрены за непредставление в срок сведений для ведения индивидуального учета?

Согласно п. 2 ст. 14, п. 4 ст. 24 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ (с изменениями на 28.12.04 г.) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. от 31.12.02 г.) страхователи обязаны представлять в ПФР сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР (ст. 17 Федерального закона от 1.04.96 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в ред. от 31.12.02 г.). Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.
В случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган формах документов персонифицированного учета страхователь в 2-недельный срок представляет исправленные формы. При этом страхователь в недельный срок выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений. Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, то применяются указанные выше финансовые санкции. Размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения. Однако одновременно ст. 27 Закона N 167-ФЗ за то же нарушение установлен штраф в размере 1000 руб. Какую из двух норм применить, может определить только суд. Судебные инстанции по данному вопросу принимали как сторону органов ПФР (см. постановление ФАС Уральского округа от 29.10.03 г. по делу N Ф09-3601/03-АК), так и сторону налогоплательщика (см. постановления ФАС Дальневосточного округа от 23.12.02 г. по делу N Ф03-А16/02-2/2685, Уральского округа от 7.04.03 г. по делу N Ф09-908/03АК). ПФР также разъясняет, что при непредставлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представлении неполных и (или) недостоверных сведений территориальным органам ПФР следует применять ответственность, предусмотренную абзацем 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ (письмо ПФР от 5.08.03 г. N КА-09-25/8276 "О применении норм по взысканию штрафных санкций").
С 1 июля 2002 г. вступил в силу КоАП РФ, согласно ст. 1.1 которого законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, с даты вступления в силу КоАП РФ нормы законов Российской Федерации, устанавливающие административную ответственность, не действуют. В соответствии с частью первой ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью второй указанной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех МРОТ; на должностных лиц - от трех до пяти МРОТ. Как видно, на основании данной нормы к ответственности не может быть привлечена организация. По нашему мнению, указанная ответственность не может быть применена и к должностным лицам, поскольку срок представления сведений установлен не законодательством о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ).
КоАП РФ также предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7 КоАП РФ). Однако ПФР не является государственным органом согласно п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2122-1.
Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в п. 1 постановления от 27.01.03 г. N 2 (с изменениями и дополнениями от 2.06.04 г.) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указал, что нормы, содержащиеся в федеральных законах и устанавливающие ответственность в сфере публичных правоотношений, не отмененные Федеральным законом от 30.12.01 г. N 196-ФЗ, подлежат применению после 30 июня 2002 г. в части, не противоречащей КоАП РФ. Решение о привлечении к административной ответственности (постановление о назначении административного наказания) за правонарушение, допущенное до 1 июля 2002 г., не может быть вынесено судом (иным уполномоченным органом) после вступления в силу КоАП РФ, если ответственность за соответствующее правонарушение им не установлена (часть вторая ст. 1.7 КоАП РФ, п. 5 постановления N 2). Однако довод об административной природе указанной ответственности и неправомерности взыскания штрафа на основании законов, а не КоАП РФ не был поддержан в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 10.06.03 г. по делу N Ф08-1854/2003-702А (применена ответственность, установленная Законом N 167-ФЗ), а также в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 13.10.03 г. по делу N Ф04/5233-918/А75-2003 и от 28.07.03 г. по делу N Ф04/3629-565/А75-2003 (применена ответственность, предусмотренная Законом N 27-ФЗ), от 20.08.03 г. по делу N Ф04/4288-666/А75-2003.

С. Ефремова,
АКГ "Баланс Плюс"

3 августа 2005 г.

"Финансовая газета", N 31, август 2005 г.





<Место для вашей рекламы>

Copyright 2010 Социальные вопросы. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Социальные вопросы:

Пенсионное обеспечение:

Социальные пособия и выплаты:

Прочие вопросы:
Информация от наших партнеров:

Социальные
вопросы!
Консультации юристов:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, задать его юристу онлайн по телефону бесплатно.



Счетчики:
Rambler's Top100

Ознакомьтесь с информацией:


                                  Главная              О сайте             Реклама             Связь
Индивидуальный персонифицированный учет

В этом разделе вы можете узнать все об индивидуальном персонифицированном учете, как лучше отправлять отчетность, о записях в трудовую книжку, об отчетности в налоговую инспекцию и сроках, а также вы узнаете о найме иностранных граждан, пенях и недоимках связанных с не предоставлением индивидуального персонифицированного учета.