Может ли военнослужащий, уволенный в запас, - ветеран боевых действий претендовать на льготу по земельному налогу? На основании каких документов он реализует свои права на льготу? Если ветерану боевых действий принадлежит несколько земельных участков, находящихся на территории одного муниципального образования, то как в этом случае будет учитываться льгота по земельному налогу?

Статьей 388 НК РФ установлено, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 11 статьи 44 Федерального закона от 22.08.04 г. N 122-ФЗ из п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.95 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ) исключена норма о предоставлении ветеранам боевых действий льгот по налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако такие льготы предусмотрены для них законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В частности, в соответствии с п.п. 4 п. 5 ст. 391 НК РФ налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении указанных в п.п. 4 п. 5 ст. 391 НК РФ налогоплательщиков. К ним относятся участники Великой Отечественной войны, инвалиды, определенных групп инвалидности и степеней, герои, ветераны боевых действий и другие категории граждан.
Таким образом, ветераны боевых действий имеют право на льготу по земельному налогу в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб.
При этом уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, подтверждающих такое право, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по мету нахождения земельного участка. Порядок и сроки представления налогоплательщиками указанных документов устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга) (п. 6 ст. 391 НК РФ).
Согласно Закону N 5-ФЗ к ветеранам боевых действий относятся:
военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР территориях других государств в период с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г., в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1957 г.;
военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для поставки грузов;
военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий.
Ветераны боевых действий реализуют свои права и льготы на основании удостоверения ветерана боевых действий либо свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.03 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий").
В соответствии с постановлением Минтруда России от 11.10.2000 г. N 69 ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 Закона N 5-ФЗ, права и льготы предоставляются на основании свидетельств о праве на льготы, выданных в соответствии с постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.83 г. N 59-27 и Совета Министров СССР от 4.09.90 г. N 892.
Учитывая изложенное, ветераны боевых действий, реализующие свои права и льготы на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, имеют право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу на не облагаемую налогом сумму в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ или положениями нормативного правового акта представительного органа муниципального образования о земельном налоге.
Обращение военнослужащего, уволенного в запас, ветерана боевых действий в налоговые органы по вопросу уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму по земельному налогу является правомерным при предъявлении соответствующих документов о праве на льготу.
Налоговая база по участкам, принадлежащим гражданам, определяется налоговыми органами путем направления им налоговых уведомлений. Граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, самостоятельно определяют налоговую базу в отношении участков, используемых для предпринимательской деятельности.
В отношении физических лиц обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа, установленного нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении указывается налоговая база, размеры суммы налога и авансовых платежей, сроки уплаты налога.
Налоговые уведомления формируются в соответствии с информацией, получаемой налоговыми органами от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, которые представляют сведения о земельных участках, содержащиеся в Едином государственном реестре земель. Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, включая информацию как о самом земельном участке, так и информацию о его собственнике. Органы муниципальных образований представляют информацию о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования, включая информацию о разрешенном использовании земельного участка, об установленной ставке налога и доле площади земельного участка, в случае прохождения административно-территориальной границы муниципального образования через территорию такого земельного участка.
В некоторых случаях возникает ситуация, когда физическому лицу не направлено уведомление налоговыми органами в связи с отсутствием по конкретному земельному участку его кадастровой стоимости. В данном случае налоговые органы, имея сведения о правообладателе земельного участка, поступившие от органов Росрегистрации и органов муниципальных образований, делают запросы в органы Роснедвижимости о представлении сведений о кадастровой стоимости конкретного земельного участка и, получив соответствующие сведения, выписывают налоговое уведомление.
В главе 31 НК РФ сказано, что при исчислении земельного налога физическим лицам, в том числе ветеранам боевых действий, налоговая база уменьшается на 10 000 руб. на одного налогоплательщика, имеющего земельный участок на территории одного муниципального образования. Если налогоплательщику, относящемуся к одной из категорий, определенных в ст. 391 НК РФ, в частности, ветерану боевых действий принадлежит несколько земельных участков, находящихся на территории одного муниципального образования, то при исчислении земельного налога налоговая база должна уменьшаться на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. только в отношении одного из этих земельных участков, по выбору налогоплательщика.
Согласно ст. 387 НК РФ представительные органы муниципальных образований могут устанавливать налоговые льготы, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом законодательно не определено, что налоговая льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленная представительными органами муниципальных образований, может применяться при исчислении налога только в отношении одного участка, принадлежащего налогоплательщику и расположенного на территории соответствующего муниципального образования.
Поэтому при установлении представительным органом муниципального образования для налогоплательщиков дополнительной налоговой льготы в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, например, в размере 200 000 руб., распространяемой на все земельные участки, принадлежащие налогоплательщику и находящиеся на территории муниципального образования, налоговый вычет в размере 200 000 руб., установленный представительным органом муниципального образования, применяется в отношении всех земельных участков, находящихся на территории данного муниципального образования.
При установлении представительным органом муниципального образования для категорий налогоплательщиков, определенных ст. 391 НК РФ, дополнительной налоговой льготы в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, распространяемой на все земельные участки, принадлежащие налогоплательщику и находящиеся на территории муниципального образования, не облагаемая налогом сумма в размере 10 000 руб., установленная федеральным законодательством, применяется только в отношении одного из этих участков, определяемого по усмотрению налогоплательщика.

Т. Добринова,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса

31 июля 2008 г.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 31, июль 2008 г.






<Место для вашей рекламы>

Copyright 2010 Социальные вопросы. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Социальные вопросы:

Пенсионное обеспечение:

Социальные пособия и выплаты:

Прочие вопросы:
Информация от наших партнеров:

Социальные
вопросы!
Консультации юристов:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, задать его юристу онлайн по телефону бесплатно.



Счетчики:
Rambler's Top100

Ознакомьтесь с информацией:


                                  Главная              О сайте             Реклама             Связь
Участники, инвалиды ВОВ, воины-интернационалисты, семьи погибших

В этом разделе собраны вопросы связанные с участниками, инвалидами ВОВ, воинами-интернационалистами, семьями погибших, вы узнаете как получить этот статус, какими нормами регулируются отношения этих видов социальных групп.