Пенсионный фонд РФ обратился в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество. Уполномоченный орган в свою очередь отказал в удовлетворении заявления на том основании, что Пенсионный фонд РФ не уплатил государственную пошлину в размере 7 500 рублей, которая подлежит уплате организациями. Уплаченная же фондом сумма в размере 100 рублей не рассматривается в качестве госпошлины, предназначенной только для государственных органов, каковым Пенсионный фонд РФ не является. Правомерен ли отказ уполномоченного органа?
Государственная пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество уплачивается организациями в размере 7 500 рублей, органами государственной власти в размере 100 рублей (пп. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
В соответствии со статьей 144 Бюджетного кодекса РФ Пенсионный фонд РФ является государственным внебюджетным фондом России.
Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ (утв. постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1) Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ, его денежные средства находятся в государственной собственности РФ и направляются на выплату государственных пенсий.
В постановлении Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1*(1) установлено, что государственная казна РФ, в состав которой входят денежные средства Пенсионного фонда, причислена к числу объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, необходимых для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач.
Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы наделены публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию: выполняют функции страховщика, осуществляющего управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, обеспечивают назначение и выплату государственных пенсий.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 25.06.2001 N 9-П указал, что отмеченные выше полномочия фонда относятся к сфере функционирования публичной власти и ее органов. Таким образом, Пенсионный фонд РФ является органом государственной власти по смыслу пп. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Указанная позиция подтверждается и судебной практикой.
Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 04.03.2009 N А69-3934/08-3-Ф02-650/09 указал, что Пенсионный фонд РФ фактически выполняет функции органа государственной власти, в связи с чем уплачивают государственную пошлину за регистрацию права в размере сто рублей.
ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 29.11.2006 N А31-2966/2006-21 указал, что при регистрации прав на недвижимое имущество Пенсионный фонд и его территориальные органы как государственные органы уплачивают государственную пошлину в размере 100 рублей. ФАС Поволжского округа также придерживается аналогичной точки зрения, изложенной в постановлении от 01.12.2008 N А12-8226/08.
Таким образом, отказ уполномоченного органа неправомерен.
Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России
1 августа 2009 г.
"Советник бухгалтера бюджетной сферы", N 8, август 2009 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".