Социальные
вопросы!
Статья 7

Комментарий к статье 7

1. Комментируемый Закон был принят 28 декабря 2017 г., а вступил в силу 1 января 2018 г., то есть он распространяется на правоотношения, возникшие с этой даты.
Порядок вступления в силу федеральных законов установлен ч. 3 ст. 15 Конституции и Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".
Конституция провозглашает, что все нормативные акты, регулирующие реализацию прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, должны быть обнародованы, то есть официально опубликованы в целях их всеобщего ознакомления. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" отмечалось, что в силу ч. 3 ст. 15 Конституции не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В связи с этой правовой позицией суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина. Указанные правовые источники, не прошедшие процедуру опубликования, имеют статус проектов нормативных правовых актов. Вследствие этого они не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и, соответственно, не подлежат применению. Одной из государственных гарантий прав граждан является официальное опубликование федеральных законов. В случае недоведения текстов законов до сведения граждан государство не имеет права требовать от них соблюдения таковых.
Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ в ст. 4 указывает, что официальным опубликованием федерального закона выступает первая публикация его полного текста в таких периодических официальных изданиях, как "Парламентская газета", "Российская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации", или первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/).
Официальное опубликование федерального закона - это размещение его текста в периодическом государственном издании, указанном выше, впервые. Такое издание должно находиться в свободном доступе для населения по неограниченной подписке. Федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.
Из анализа правовых позиций Конституционного Суда становится очевидным, что высший суд усматривает некоторую конкуренцию в источниках официального издания правовых актов.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П отмечается: "Российская газета" является ежедневной газетой, и проставляемая на ней дата является датой, когда опубликованный в газете закон реально доходит до адресатов; в отличие от газеты, "Собрание законодательства" является еженедельным изданием, дата которого совпадает с датой его подписания в печать и не является датой поступления журнала в продажу или по подписке, т.е. реально "Собрание законодательства" доходит до адресатов значительно позже (на практике - через 1,5 - 2 недели после указанной на нем даты). Следовательно, правильнее будет считать первой официальной публикацией публикацию в "Российской газете" <26>.
--------------------------------
<26> Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах".

В Особом мнении судьи Конституционного Суда РФ Б.С. Эбзеева было, однако, отмечено, что Конституция не устанавливает универсального порядка вступления в силу принятых федеральных законов и не определяет начальный момент их применения органами государственной власти и их должностными лицами. Она лишь содержит императивное требование, обращенное к участникам законодательного процесса, заключающееся в том, что "законы подлежат официальному опубликованию" (часть 3 статьи 15), а также конкретизирует субъекта этой обязанности (пункт "д" статьи 84)" <27>.
--------------------------------
<27> Там же.

Кроме этого, официальной публикацией признается и первое размещение (опубликование) текста закона на Официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/). Данный портал Роскомнадзором позиционируется как сетевое издание и как федеральная государственная информационная система, позволяющая пользователям оперативно и доступно получать как актуальную, так и ретроспективную правовую информацию в режиме круглосуточного непрерывного доступа.
Комментируемый Федеральный закон был опубликован в следующих источниках в следующие дни:
1) официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/ - 28 декабря 2017 г.;
2) "Российская газета" от 31 декабря 2017 г. N 297;
3) "Собрание законодательства Российской Федерации" от 1 января 2018 г. N 1 (ч. I). Ст. 2.
2. Официальное опубликование правовых актов на интернет-портале правовой информации производится на основе Федерального закона от 21 октября 2011 г. N 289-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Осуществляется такое размещение федеральных законов в разделе портала "Официальное опубликование правовых актов" в виде электронных образов контрольных экземпляров правовых актов. При выявлении орфографической, синтаксической или пунктуационной ошибки в печатном тексте контрольного экземпляра правового акта его электронный образ, опубликованный на портале, подлежит замене с пометкой "Взамен разосланного" с сохранением реквизитов опубликования <28>.
--------------------------------
<28> http://pravo.gov.ru/

Для большего удобства интернет-пользователей в России тексты федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента России, постановлений и распоряжений Правительства РФ размещаются также в интегрированном полнотекстовом банке правовой информации (эталонном банке данных правовой информации) "Законодательство России" и имеют статус официальных. Но такое размещение не является официальным опубликованием указанных правовых актов, а размещаемые в иных разделах портала тексты правовых актов имеют справочный характер. Например, на сайте Государственной Думы РФ (www.duma.gov.ru) содержится правовая база, включающая в качестве одного из элементов информационного блока базу данных "Нормативно-правовые акты Федерального собрания Российской Федерации". То же самое можно сказать, например, о размещении федеральных законов в области социального обеспечения граждан на сайте ПФР или сайтах его территориальных органов либо органов, осуществляющих выплату гражданам пенсий, пособий. Таким образом, размещаемые акты являются официальными, но само их размещение не является официальной публикацией, так как это неофициальные способы их доведения до населения, и они публикуются не впервые.
Независимо от того, в каком издании - периодическом или электронном - публикуется закон, текст его размещается полностью, без сокращений. Учитывая нормы Закона РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", законы РФ федерального уровня официально публикуются на государственном языке Российской Федерации. Статья 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ презюмирует, что федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
На первый взгляд неплохо отлаженный механизм официального опубликования федеральных законов в Российской Федерации тем не менее имеет и свои недостатки. Так, действующая система размещения текстов официальных правовых источников не предоставляет пользователям возможности знакомиться с актуальной редакцией нормативного правового акта, поскольку не существует, например, единого официального текста закона в случае внесения в первоначальную редакцию текста последующих изменений или дополнений. В официальных источниках в дальнейшем размещаются отдельные тексты изменений и дополнений в существующий нормативный правовой акт, облеченные в форму закона о внесении изменений или дополнений в существующий закон. При этом измененный и дополненный правовой акт в актуальной редакции не публикуется, как и не публикуется информация об утрате юридической силы или отмене самого правового акта.
Кроме этого, как считает, например, Т.Н. Макаренко, по-прежнему необходимы официальные бумажные источники <29>. Это обусловлено неповсеместной доступностью электронных систем для граждан, неполной цифровизацией, интернетизацией и компьютерным оснащением не только деревенских, но и городских семей. Официальное опубликование правовых документов исключительно в электронном виде не позволит определенной группе населения включиться в правовое просвещение. Помимо этого, большинству граждан все еще гораздо удобнее для работы или решения правовых вопросов пользоваться распечатанным на бумажном носителе правовым источником.
--------------------------------
<29> Макаренко Т.Н. Информатизация общества: электронное опубликование // Правовая информатика. 2013. N 4. С. 23.

3. Согласно ст. 54 Конституции РФ закон обратной силы не имеет. Данное конституционное положение презюмирует, что нормы закона не распространяются на комплекс правовых отношений, возникших до введения его в действие (в том числе это относится и к комментируемому Закону). Исключение составляют случаи, когда нормы принятого закона улучшают положение субъекта регулируемых им правоотношений. В комментируемом Законе нет переходных положений или указаний на применение его к правоотношениям, возникшим до его вступления в силу. Аналогично и ГК в п. 1 ст. 4 устанавливает, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Однако в ходе обновления положений комментируемого Закона в него была включена норма, получившая обратную силу. Согласно ч. 2.2 ст. 4 при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы ежемесячных выплат, осуществленных в соответствии с настоящим Федеральным законом. Эта часть была включена в статью Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. N 125-ФЗ, и ее действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г., то есть с момента вступления в силу комментируемого Закона.
Вопрос о возможности придания обратной силы нормативным правовым актам неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ.
Конституционный Суд в Определении от 2 июля 2015 г. N 1539-О напомнил, что только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность). Такая позиция Суда определена необходимостью соблюдения баланса интересов общества, условий защиты основных прав личности и обеспечения равновесия конституционно защищаемых ценностей.
4. Комментируемый Закон принимался в период очередного этапа государственной реформы, направленной на гуманизацию отношений в сфере социального обеспечения семей с детьми. В этот период действовала государственная программа "Социальная поддержка граждан" (срок ее реализации - 2013 - 2024 годы), утв. Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 г. N 296. Также время принятия комментируемого Закона пришлось на период устоявшейся практики реализации материнского (семейного) капитала, в связи с чем Закон ввел легальную возможность для граждан обращаться за денежной выплатой из средств указанного капитала.
Параллельно с принятием комментируемого Закона с января 2018 года в России заработала Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО), призванная интегрировать в рамках социального обеспечения в информационную базу данные о получателях социальной помощи, ее поставщиках и видах.



Безымянная страница
Реклама:
Меню:
Вопросы - ответы связаные с пенсиями в 2019 году и не только.
Pаздел 1  >> Pаздел 2 >> Pаздел 3
Счетчики:
Также рекомендуем:
Безымянная страница
Пенсионное обеспечение:
Социальные пособия и выплаты:
Прочие вопросы:
Так же вам будет интересна следующая информация:

Политика конфиденциальности
Copyright 2010 Социальные вопросы. All rights reserved.  2021 г.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!