Социальные
вопросы!
Статья 1

Комментарий к статье 1

1. В Российской Федерации к сегодняшнему дню сложилась довольно разветвленная система государственных гарантий для граждан различных групп и разной степени нуждаемости, выражающихся в комплексе социальных пособий, в том числе пособий гражданам, имеющим детей. Такие денежные пособия направлены на обеспечение гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства.
Комментируемая статья закрепляет право граждан России на получение одного из наиболее доступных для населения социальных пособий - ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка.
Источниками финансирования данного пособия являются:
1) федеральный бюджет - в случае обращения за ежемесячной денежной выплатой на первого рожденного или усыновленного ребенка;
2) бюджет ПФР, если это средства материнского (семейного) капитала, - в случае обращения по поводу рождения или усыновления второго ребенка.
Примечательно, что Закон предоставляет семье право распоряжаться средствами материнского капитала по собственному усмотрению. Если семья полностью потратит материнский капитал на цели, установленные ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", средств на данную ежемесячную выплату у нее уже не будет. И наоборот, семья может не использовать всю сумму материнского (семейного) капитала, например, на ипотечный взнос, оставив на счете денежные средства для получения рассматриваемой ежемесячной выплаты.
Также семьям предоставлено право в любой момент отказаться от получения данной ежемесячной выплаты, например, с тем чтобы перенаправить средства материнского (семейного) капитала на уплату ипотечного взноса.
В сложившейся структуре расходов на социальные пособия для детей и семей с детьми универсальные и категориальные выплаты занимают значительное место, при этом около 40% общих затрат составляют пособия, связанные с рождением ребенка <1>. Е.Е. Гришина и Е.А. Цацура отмечают двойственную природу ежемесячных денежных выплат, связанных с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка как разновидности социального пособия. Во-первых, его назначение состоит в улучшении материального положения семей, а во-вторых - в стимулировании рождаемости как первых, так и последующих детей в семье <2>.
--------------------------------
<1> Малева Т.М., Гришина Е.Е. Каким должно быть детское пособие? // Экономическая политика. 2019. Т. 14. N 3. С. 56.
<2> Гришина Е.Е., Цацура Е.А. Влияние выплаты пособий при рождении 1-го и 2-го ребенка на уровень бедности семьи // Дискуссия. 2019. С. 55.

Т.М. Малева и Е.Е. Гришина полагают, что не всегда получатели социальных пособий, выплачиваемых на основе проверки доходов, имеют среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума <3>. Указанные ученые отмечают так называемые ошибки включения семей в число нуждающихся в данной выплате, полагая, что эти ошибки возникают по разным причинам, в том числе из-за сокрытия реальной величины своих доходов. Также, по мнению указанных авторов, даже семьи, имеющие доход, немного не дотягивающий до полутора или двух прожиточных минимумов, не находятся за чертой бедности.
--------------------------------
<3> Малева Т.М., Гришина Е.Е. Каким должно быть детское пособие? // Экономическая политика. 2019. Т. 14. N 3. С. 57.

Однако полагаем, что с подобным утверждением нельзя соглашаться, так как государственная социальная политика должна быть, по нашему мнению, направлена не на удержание граждан в шаге от порога бедности, а на благополучное социальное жизнеобеспечение семьи в случаях, когда трудовая деятельность семьи или ее доходы не позволяют этого достичь.
2. Комментируемая статья закрепляет право на получение ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого или второго ребенка, усыновлением первого или второго ребенка, а также появлением детей в семье при сочетании обозначенных выше способов. Таким образом, в данном случае факты усыновления детей юридически приравниваются к фактам рождения со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Данное положение исходит из п. 1 ст. 137 СК, уравнивающего в личных неимущественных и имущественных правах усыновленных детей и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам. Получение данной выплаты заявителями обусловливается рядом юридических фактов.
Право на рассматриваемую денежную выплату семья (или одиночно воспитывающий ребенка родитель или иной законный представитель) имеет в связи с рождением либо усыновлением исключительно первого или второго ребенка. В отношении третьего ребенка и последующих детей указанная выплата не осуществляется.
В целях поддержки многодетных семей государством и субъектами РФ предусматриваются другие меры, определенные, в частности:
- Указом Президента от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей";
- Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";
- ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Ребенок должен родиться живым и быть живым на момент подачи заявления на выплату пособия. Равно как живым должен быть и усыновленный ребенок на момент подачи заявления о назначении выплаты. Если ребенок родился мертвым или умер впоследствии, его родители имеют право получить выплату на погребение, предусмотренную Федеральным законом РФ от 12 января 1996 г. N 8 "О погребении и похоронном деле".
Усыновленный ребенок может родиться и раньше 1 января 2018 года. Право на данную выплату будет возникать у усыновителей с момента усыновления, а не с даты рождения ребенка. Усыновление должно произойти не раньше 1 января 2018 года.
Родителям родившегося или усыновленного ребенка не обязательно состоять в официально зарегистрированных брачных отношениях, чтобы иметь право получить пособие. На выплату данного пособия имеют право и матери-одиночки, и отцы в случае смерти матери или лишения ее родительских прав.
В случае лишения матери родительских прав в отношении ребенка или нескольких детей право на получение ежемесячной выплаты, предусмотренной комментируемым Законом, переходит к отцу, опекуну или усыновителю ребенка. Однако, если женщина снова родит ребенка, она сможет получить на него ежемесячную выплату. Дети, в отношении которых родители лишены родительских прав, не учитываются при назначении выплаты - данное разъяснение дано в письме Минтруда от 7 марта 2018 г. N 12-1/10/П-1584. По такому же пути идет судебная практика.

Пример. Органы социальной защиты г. Новокузнецка отказали Н., ранее лишенной родительских прав в отношении двоих несовершеннолетних детей, в ежемесячной денежной выплате в связи с рождением ребенка, мотивируя свой отказ тем, что рожденный ребенок является третьим по счету.
Суд не согласился с данной позицией, так как рождение гражданкой Н. двоих детей до 1 января 2018 г. и лишение ее в отношении этих детей родительских прав не лишает ее права на получение выплат на рожденного ею впоследствии ребенка (см. решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 15 апреля 2019 г. по делу N 2А-2069/2019).

Однако есть и противоположные решения, когда суд иначе интерпретирует разъяснения, данные Минтрудом.

Пример. Управление социальной защиты населения администрации г. Магнитогорска Челябинской области отказало В. в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка в связи с тем, что рожденный ребенок не является первым, поскольку В. лишена родительских прав в отношении первого рожденного ею ребенка. В отношении второго ребенка выплату назначает не УСЗН, а ПФР. В. обжаловала отказ в суд, считая, что при определении права на ежемесячную выплату не должен учитываться ребенок, в отношении которого она лишена родительских прав.
Однако суды не приняли доводы истца, указав, что согласно комментируемому Закону ежемесячная выплата осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка. Ребенок, в связи с рождением которого В. обратилась за пособием, является для нее вторым рожденным ребенком. В письме Минтруда от 7 марта 2018 г. N 12-1/10/П-1584, по мнению суда, указывается на лишение родительских прав в отношении ребенка, на которого назначается выплата. Поэтому В. отказали в удовлетворении заявленных требований (см. Апелляционное определение Челябинского областного суда от 10 января 2019 г. по делу N 11-279/2019).

Ребенок, в отношении которого родители или его законные представители имеют право на ежемесячную выплату, должен быть гражданином РФ.
3. Нормы комментируемого Закона предполагают, что рассматриваемая выплата имеет характер ежемесячной, а не разовой или единовременной, в отличие от других выплат (например, в связи с рождением ребенка, постановкой женщины на учет по беременности в ранний срок беременности). Ежемесячная денежная выплата - это своего рода компенсационный платеж (в узком смысле), а также определенный вид социальной поддержки (в широком смысле), на которую могут рассчитывать граждане, имеющие право на выплату.
Необходимо разграничить ежемесячную денежную выплату в связи с рождением первого или второго ребенка, назначаемую гражданам на основе комментируемого Закона, и пособие гражданам по уходу за ребенком до 1,5 лет, назначаемое в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Общее в данных выплатах то, что они осуществляются в связи с рождением ребенка. При этом, если пособие по уходу за ребенком выплачивается лицу, непосредственно осуществляющему уход за ребенком, независимо от уровня среднедушевого дохода семьи, то ежемесячная выплата напрямую зависит от доходов семьи за предыдущий квартал года перед обращением за указанной выплатой <4>.
--------------------------------
<4> Каюрина С.В. Актуальные вопросы установления пособий семьям с детьми: Федеральный уровень правового регулирования // Отечественная юриспруденция. 2018. С. 56.

Пособие по уходу за ребенком выплачивают либо работодатель, либо в отдельных случаях органы соцзащиты. Ежемесячное пособие выплачивается органами социальной защиты на первого ребенка и ПФР на второго ребенка.
Кроме этого, важное отличие указанных выплат заключается в том, что ежемесячная выплата предоставляется исключительно на первого и второго ребенка, а пособие по уходу за ребенком выплачивается на любого ребенка, родившегося в семье, до достижения им возраста 1,5 лет.
Размер пособия по уходу за ребенком исчисляется из среднего дохода матери ребенка (или иного фактического воспитателя ребенка) за последние два календарных года. Законом устанавливаются минимальный и максимальный пределы данного пособия.
Размер ежемесячной выплаты на первого или второго ребенка фиксированный - размер прожиточного минимума, установленного на детей в субъекте РФ, за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Приказом Минтруда от 29 декабря 2017 г. N 889н утверждены:
- порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка;
- порядок обращения за назначением указанных выплат;
- перечень документов (сведений), необходимых для назначения выплат.
4. Право на получение ежемесячной выплаты имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. Здесь важны три аспекта: наличие гражданства Российской Федерации у заявителя, сам факт проживания на территории России и факт постоянного проживания.
Принадлежность лица к гражданству России определяется согласно ст. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". При этом российские граждане имеют в качестве документа, удостоверяющего личность, российский паспорт. Внутренний паспорт гражданина РФ предоставляет возможность перемещения по территории Российской Федерации, в том числе и для регистрации по тому или иному месту жительства. Отметка о регистрации по месту жительства проставляется именно в паспорте.
На время замены или оформления паспорта гражданина РФ ему выдается временное удостоверение личности. Порядок выдачи российского паспорта и временного удостоверения личности определен Приказом МВД от 13 ноября 2017 г. N 851 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации".
Указ Президента от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" в п. 45 к документам, удостоверяющим наличие гражданства Российской Федерации, относит также:
- заграничный паспорт;
- дипломатический паспорт;
- служебный паспорт;
- военный билет;
- свидетельство о рождении.
По сути, перечисленные документы удостоверяют личность гражданина и в то же время определяют его гражданство.
5. Одним из условий возникновения у гражданина права на рассматриваемую ежемесячную выплату является проживание на территории Российской Федерации. Статья 67 Конституции определяет в качестве территории России территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
Необходимо разобраться, справедливо ли здесь применяется термин "постоянное проживание на территории Российской Федерации". При прочтении данной нормы может возникнуть вопрос о соотношении категорий "постоянное проживание" и "постоянная регистрация".
Как видится, для получения данной ежемесячной выплаты важен именно факт проживания, а не регистрации. Хотя Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" обязывает граждан РФ регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (абз. 1 ст. 3), тем не менее отсутствие регистрации граждан по месту жительства или месту временного пребывания не может служить основанием ограничения их гражданских прав и свобод (абз. 2 ст. 3).
Факт постоянного проживания на территории РФ - это юридический факт, который подтверждается на практике как в процедурном порядке, так и в рамках процессуальных действий суда с участием заявителей.
При подаче гражданином заявления на выплату ежемесячного пособия совместно с документом, удостоверяющим личность гражданина РФ, например паспортом, где указан адрес регистрации, факт постоянного проживания в стране предполагается априори, как само собой разумеющийся. Документ, подтверждающий принадлежность лица к гражданству Российской Федерации, является одним из доказательств проживания гражданина на территории России и одновременно документом, подтверждающим регистрацию его по месту жительства на территории Российской Федерации по конкретному адресу.
Отсутствие у лица гражданства иного государства также может свидетельствовать о факте его проживания на территории РФ. Более того, указание в документах в качестве места работы территории РФ также свидетельствует о проживании в России.
В случае возникновения сомнений у сотрудников, принимающих заявление на назначение и выплату пособия, они имеют право запросить документы, подтверждающие факт постоянного проживания, например, если гражданин осуществляет трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации, обучается на территории другого государства, проходит длительное лечение за границей либо сопровождает на длительное лечение за границу родственников и пребывает с ними.
В исключительно спорных случаях факт постоянного проживания гражданина на территории России можно доказать в судебном порядке, обратившись с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, в соответствии со ст. 264 ГПК. Однако в рамках нормы ст. 265 ГПК определено, что суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, в случае невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Практика показывает, что не всегда в суде бывает просто доказать факт постоянного проживания на территории РФ.

Пример. Показания лишь одного свидетеля гражданина И. о том, что гражданин Н. постоянно проживает на территории г. Ростова-на-Дону, а также представленная справка Н. о том, что в 1992 году он был донором переливания крови в г. Ростове-на-Дону, не были учтены и признаны Ленинским районным судом г. Ростова-на-Дону как доказывающие факт постоянного проживания указанного гражданина на территории России (см. решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 8 августа 2017 г. по делу N 2-2626/2017).

В тексте информационного письма Верховного Суда РФ от 21 июля 2003 г. N 587/8-общ. уточняется, что факт проживания лица на территории России подлежит доказыванию им самим. Как правило, совокупность представленных доказательств суду существенно повышает шансы заявителя на положительное решение при рассмотрении вопроса о признании факта постоянного места жительства гражданина на территории России.

Пример. В ходе рассмотрения дела об установлении факта проживания на территории РФ положительную роль сыграли следующие письменные доказательства, представленные гражданином Д. в Брасовский районный суд Брянской области:
- копия трудовой книжки, в которой имеются записи о местах работы заявителя, копия личной карточки из отдела кадров по месту работы, где был указан домашний адрес заявителя;
- копия военного билета, согласно которому Д. принят на воинский учет Калининским РВК г. Тюмени;
- справка ОАО "Аэропорт Рощино", подтверждающая, что Д. действительно работал во Втором тюменском объединенном авиаотряде Тюменского управления гражданской авиации в должности штурмана самолета АН-26 и в указанный период времени проживал в Тюмени;
- копия справки формы 1 П на имя Д., из которой следует, что заявитель ранее не состоял в иностранном гражданстве и получал паспорт гражданина СССР, который выдавался ОУФМС РФ по Калининскому АО г. Тюмени (см. решение Брасовского районного суда Брянской области от 14 марта 2017 г. по делу N 2-57/2017).

Важным моментом при обращении гражданина за рассматриваемой выплатой является то, что выплата при соблюдении всех требуемых условий производится лицу независимо от места его нахождения (места жительства или пребывания). Необязательно подавать заявление в том субъекте РФ, где гражданин зарегистрирован по месту жительства или имеет временную регистрацию. Он может подать это заявление по месту своего фактического проживания. Это действительно важно, потому что величина прожиточного минимума различается в каждом субъекте РФ.
Данная норма - новелла комментируемого Закона <5> отражает общее направление развития законодательства об оказании государственных услуг.
--------------------------------
<5> Введена Федеральным законом от 1 мая 2019 г. N 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".

Также независимо от места жительства или места пребывания лица в России осуществляются:
- обеспечение охраны здоровья граждан и право на обращение за медицинской помощью (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации");
- подача запросов, документов, информации, необходимых для получения государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также получение результатов предоставления таких услуг в любом подразделении соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда или многофункциональном центре в пределах территории России по выбору заявителя (согласно п. 8 ст. 7 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг");
- выплата пособия по безработице в течение 2020 года (Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. N 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными").
6. Следующим обязательным условием, дающим право обратившемуся за данной выплатой лицу на положительное решение по этому обращению, является соблюдение условия о размере среднедушевого дохода семьи. Для назначения данной выплаты доход не должен превышать двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте РФ в соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Более детально данное требование отображено в приложении N 1 к Приказу Минтруда от 29 декабря 2017 г. N 889н "Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат".
Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" величина прожиточного минимума для назначения рассматриваемой денежной выплаты была увеличена с 1,5 до 2 прожиточных минимумов, что свидетельствует о некоторой гуманизации социального законодательства нашей стране.
ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" устанавливает, что прожиточный минимум предназначается:
- для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и социальных программ;
- обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда;
- определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.
Для определения среднедушевого дохода семьи при обращении за данной выплатой следует понимать, что такое среднедушевой доход семьи и кто входит в состав семьи для назначения данной ежемесячной выплаты.
В ч. 11 ст. 4 комментируемого Закона определено, что в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, не включаются:
а) лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, а также в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, либо находящиеся на принудительном лечении по решению суда, а также лица, лишенные родительских прав;
б) лица, находящиеся на полном государственном обеспечении (например, военнослужащие по призыву, лица, обучающиеся в военных или военизированных учебных заведениях и проживающих вне семьи в учебных учреждениях).
При исчислении среднедушевого дохода семьи для получения адресной помощи в России или иных пособий в состав семьи будут входить и лица, фактически не являющиеся непосредственными членами семьи заявителя, но зарегистрированные по месту жительства по адресу заявителя, хотя фактически не проживающие с ним. При получении рассматриваемой денежной выплаты указанные лица не входят в состав семьи заявителя.
Перечень доходов, которые учитываются при назначении выплаты, определен в ст. 4 комментируемого Закона. В него входят:
- вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей;
- пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты;
- выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством об обязательном пенсионном страховании;
- компенсация, выплачиваемая за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
- денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
Документы, которыми можно подтверждать эти доходы, указаны в п. 5 Перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, утв. Приказом Минтруда от 29 декабря 2017 г. N 889н.

Пример расчета. В среднем за месяц семья получает 42 000 рублей (мать в декрете получает 10 000 рублей, отец зарегистрирован в качестве ИП и зарабатывает 30 000 рублей, стипендия старшего брата - 2 000 рублей). В семье в 2018 году родился второй ребенок. Среднедушевой доход для этой семьи составит 9 500 рублей.
Далее необходимо сопоставить среднедушевой доход семьи с прожиточным минимумом в субъекте проживания. Необходимо взять 2 прожиточных минимума для трудоспособного человека в регионе за II квартал предыдущего года. Сведения доступны, к примеру, на сайте Пенсионного фонда. Например, семья проживает в Липецке и в 2020 году хочет обратиться за выплатой на второго ребенка. Прожиточный минимум для Липецкой области во II квартале 2020 года для трудоспособного населения - 10 742 рубля <6>. Два прожиточных минимума - 21 484 рубля.
--------------------------------
<6> Постановление Администрации Липецкой области от 9 июля 2020 г. N 437 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам по Липецкой области за 2 квартал 2020 года".

Поскольку среднедушевой доход семьи меньше 2 прожиточных минимумов, она имеет право на ежемесячную выплату.
Ежемесячная выплата будет равна одному прожиточному минимуму на ребенка в субъекте проживания. Прожиточный минимум на ребенка отличается от такового, сформированного для трудоспособного населения. Например, в Липецкой области для трудоспособного населения он равен 10 742 рублям, а для ребенка - 10 215 рублей.

Важно обратить внимание, что согласно ч. 2.2 ст. 4 комментируемого Закона при расчете среднедушевого дохода семьи с 22 апреля 2020 г. <7> не учитывают суммы ежемесячных выплат, осуществленных в соответствии с настоящим Федеральным законом. Данная норма была добавлена в комментируемый Закон Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. N 125-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и статью 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
--------------------------------
<7> Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 125-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и статью 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".

Пример. Включение в расчет среднедушевого дохода семьи гражданки Ф. выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка за истекший год послужило основанием для обращения ее с апелляционной жалобой на решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 6 мая 2019 года в Судебную коллегию по гражданским делам. Там решение признали правомерным. Включение полученной ежемесячной выплаты за истекший год в доход семьи для исчисления среднедушевого размера повлекло, по мнению органов социальной защиты населения, превышение его над 1,5-кратной величиной прожиточного минимума трудоспособного населения (на момент рассмотрения дела в суде действовало правило о 1,5, а не 2 прожиточных минимумах). Судом такое включение также было признано правомерным на основании письма Минтруда от 7 марта 2018 г. N 12-1/10/П-1584 и п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ, напрямую обязывающих органы социальной защиты учитывать при расчете среднедушевого дохода семьи иные аналогичные выплаты (см. Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 31 июля 2019 г. по делу N 33-5524/2019).

Однако, если бы это решение было принято сейчас, выплаты по комментируемому Закону исключили бы из определения общего дохода для целей назначения данной выплаты.
Очень важно, что законодатель при исчислении среднедушевого дохода семьи в комментируемом Законе пошел по пути включения в него гораздо меньшего перечня доходов гражданина, чем предусматривалось ранее для других социальных выплат. Так, Постановление Правительства от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" включает в виды доходов для исчисления среднедушевого дохода семьи следующее:
- все выплаты в рамках системы оплаты труда, учитываемые в соответствии с Постановлением Правительства от 11 апреля 2003 г. N 213;
- средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;
- компенсацию, получаемую гражданином за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
- выходное пособие при увольнении, компенсацию при выходе в отставку, социальные выплаты и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров;
- ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;
- стипендии, выплачиваемые обучающимся, и компенсационные выплаты в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
- пособие по безработице, материальную помощь и иные выплаты безработным гражданам;
- пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- ежемесячное пособие на ребенка;
- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;
- ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
- ежемесячную компенсационную выплату неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и учреждений уголовно-исполнительной системы в отдаленных гарнизонах и местностях;
- ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности членам семьи, в том числе и доходы от сдачи такого имуществ в аренду;
- доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы).
При этом на практике правильно учесть какие-то из перечисленных доходов бывает затруднительно. Например, в сельской местности граждане не всегда показывают сельскохозяйственный скот и его потомство для записи его в похозяйственной книге в администрации сельского поселения. В связи с этим и возникает проблема при реальном учете плодов, продукции и доходов, полученных от сельскохозяйственной деятельности граждан.
В комментируемом Законе отказались от практики включения таких выплат в общий доход семьи. Это упрощает определение семейного дохода, уменьшает число спорных ситуаций и обеспечивает доступ к финансовой поддержке за счет государства для большего числа граждан. Обусловлено это также и разными целями законов: поддержка в сложной жизненной ситуации при оказании социальной помощи и материальная поддержка семей с детьми - в случае комментируемого Закона.
7. Комментируемая статья устанавливает, что ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка. И только в случае ее отсутствия в жизни ребенка (например, по причине смерти, лишения ее родительских прав, отмены усыновления) данное право возникает у отца (усыновителя). Кроме этого, право на ежемесячную выплату на первого или второго ребенка может возникнуть и у опекуна ребенка в случае смерти матери, отца ребенка, усыновителя, объявления их умершими, лишения родительских прав или отмены усыновления ребенка.

Пример. Требование гражданина Б. о признании недействующими п. п. 2 и 3 Порядка осуществления ежемесячных выплат, утв. Приказом Минтруда от 29 декабря 2017 г. N 889н, было оценено Верховным Судом РФ. Доводы истца о том, что оспариваемые нормативные положения, послужившие основанием для отказа ему 26 апреля 2019 г. в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, нарушают права отца (усыновителя) ребенка, не обеспечивают установленную законодательством равную возможность обоих родителей действовать в интересах семьи, Верховный Суд определил как несостоятельные.
Суд отметил, что п. п. 2, 3 Порядка не содержат предписаний, противоречащих названному Закону либо иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Право на ежемесячную выплату первоначально возникает у женщины, а уже в случае обстоятельств, исключающих возможность получения данной ежемесячной выплаты женщиной, такое право возникает у иных лиц: отца (усыновителя), опекуна, бабушки, дедушки. При этом ст. ст. 1, 31, 33, 61, 89 СК, ст. 256 ТК такая очередность предоставления выплаты не нарушает, поскольку указанные Кодексы не устанавливают основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка, которые относятся к предмету регулирования настоящего Федерального закона "О ежемесячн
Безымянная страница
Реклама:

Меню:
Вопросы - ответы связаные с пенсиями в 2019 году и не только.
Pаздел 1  >> Pаздел 2 >> Pаздел 3
Счетчики:
Также рекомендуем:
Безымянная страница
Пенсионное обеспечение:
Социальные пособия и выплаты:
Прочие вопросы:
Так же вам будет интересна следующая информация:

Политика конфиденциальности
Copyright 2010 Социальные вопросы. All rights reserved.  2021 г.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!