Социальные
вопросы!
Статья 2

Комментарий к статье 2

1. В ч. 1 комментируемой статьи установлены сроки подачи заявлений о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) детей. В данном случае законодатель использует универсальный срок реализации принадлежащего гражданину права - 3 года с момента его возникновения. Применительно к пособиям, предусмотренным комментируемым Законом, датой исчисления данного срока установлен день рождения (усыновления) ребенка.
2. Если ч. 1 определяет общие пределы действия права на обращение за получением ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) детей, то ч. 2 комментируемой статьи определяет дату, с которой эта выплата назначается:
- если обращение последовало до истечения 6 месяцев с даты рождения (усыновления) ребенка, то выплата производится за период с даты рождения (усыновления);
- если заявление о выплате подано после истечения шестимесячного срока, то выплата осуществляется с даты его подачи.
В комментируемом Законе ничего не говорится о возможности восстановления срока обращения за выплатой, пропущенного по уважительной причине. Однако это вполне возможно путем обращения заинтересованного лица в суд с соответствующим заявлением с представлением доказательств уважительности причин несвоевременного обращения за выплатой.
На практике нередко возникает вопрос о размере ежемесячной выплаты в случаях, когда право на ее получение действовало неполный месяц. В письме Минтруда от 7 марта 2018 г. N 12-1/10/П-1584 по данному поводу разъяснено, что при обращении за ежемесячной выплатой не позднее 6 месяцев со дня рождения ребенка размер ежемесячной выплаты определяется пропорционально дате рождения ребенка. В случае обращения по истечении 6 месяцев со дня рождения ребенка размер ежемесячной выплаты определяется пропорционально дате обращения за ее назначением.
3. Часть 3 комментируемой статьи определяет сроки, на которые назначается ежемесячная выплата в связи с рождением или усыновлением ребенка. Всего установлены три таких срока:
- при рождении (усыновлении) первого или второго ребенка выплата назначается на срок до достижения ребенком возраста 1 года;
- по истечении этого срока выплата назначается на срок до достижения ребенком возраста 2 лет;
- после достижения возраста двух лет выплата назначается еще на один год, т.е. до достижения ребенком возраста 3 лет.
Право на получение выплаты в каждый из этих сроков гражданин должен подтверждать представлением соответствующих документов.
Это обусловлено тем, что право на выплату увязано со среднедушевым доходом семьи - такой доход не должен быть выше двух региональных прожиточных минимумов. Поскольку среднедушевому доходу семей свойственно изменяться, законодатель в целях предупреждения необоснованных выплат установил правило регулярного подтверждения данного права.
4. Частью 4 комментируемой статьи урегулирован вопрос о месте подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. Установлено, что заявление подается по месту жительства (пребывания) или фактического проживания гражданина.
В ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено следующее толкование упомянутых терминов:
- место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства;
- место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
В ст. 20 ГК уточняется, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из системного толкования приведенных норм следует, что заявление о назначении ежемесячной выплаты может быть подано в территориальный орган социальной защиты не только по месту регистрации гражданина, но и по иному месту, признанному его местом жительства. Минтруд в письме от 7 марта 2018 г. N 12-1/10/П-1584 разъясняет, что в случае если место временного пребывания или фактического проживания заявителя является местом его жительства, то назначение ежемесячной выплаты органом социальной защиты населения по месту временного пребывания или фактического проживания заявителя является не противоречащим настоящему Федеральному закону.
Частью 4 комментируемой статьи предусмотрены два способа подачи заявления:
- непосредственно в территориальный орган социальной защиты населения;
- через МФЦ <8>.
--------------------------------
<8> Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна" (п. 5 ст. 2 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").

5. Частью 5 комментируемой статьи урегулирован порядок подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка. В отличие от выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, заявление в данном случае подается не в территориальный орган социальной защиты населения, а в ПФР.
Подача заявления осуществляется заинтересованным лицом либо непосредственно в территориальное подразделение ПФР, либо через МФЦ.
6. В ч. 6 комментируемой статьи разрешается ситуация, когда одновременно рождаются (усыновляются) двое и более детей. В этом случае Закон обязывает законных представителей детей подавать одновременно 2 заявления: в отношении первого ребенка - в территориальный орган социальной защиты населения, в отношении второго - в территориальный орган ПФР.
7. В целях унификации документооборота и более рациональной организации работы по назначению и выплате ежемесячных пособий семьям с детьми ч. 7 комментируемой статьи предоставляет заявителям право подавать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка в территориальный орган ПФР одновременно с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предусмотренного ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Согласно п. 2 ст. 2 указанного Закона материнский (семейный) капитал представляет собой средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет ПФР на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных указанным Федеральным законом.
Порядок получения материнского капитала урегулирован Административным регламентом предоставления ПФР и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утв. Постановлением Правления ПФР от 24 июня 2019 г. N 364п.
8. Часть 8 комментируемой статьи возлагает на территориальные органы социальной защиты населения и ПФР обязанность запрашивать в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях, подведомственных этим органам, документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка.
Исчерпывающий перечень таких документов определен Приказом Минтруда от 29 декабря 2017 г. N 889н. В комментируемой статье имеется оговорка: запросы направляются только в том случае, если такие документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении этих органов, организаций и не были представлены гражданином по собственной инициативе.
В ч. 8 комментируемой статьи определено, что обязанность направлять запросы не распространяется на документы, предусмотренные ч. 6 ст. 7 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". К их числу относятся:
- документы, удостоверяющие личность;
- документы воинского учета;
- свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданные компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык;
- свидетельства об усыновлении, выданные органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации;
- документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида;
- документы, подтверждающие прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства соответствующего вида;
- документы на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы;
- документы о трудовой деятельности, трудовом стаже (за периоды до 1 января 2020 года) гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания;
- документы об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
- документы, выдаваемые организациями здравоохранения;
- архивные документы, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы;
- документы, выданные (оформленные) в ходе производства по уголовным делам, судопроизводства;
- учредительные документы юридического лица, за исключением представления таких документов для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости;
- правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН;
- документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия;
- первичные статистические данные.
Перечисленные в приведенном перечне документы граждане должны получать и представлять в территориальные органы социальной защиты или ПФР самостоятельно.
9. Из смысла и содержания ч. 9 комментируемой статьи следует, что ежемесячная выплата перечисляется только на счет гражданина, открытый в банке или иной кредитной организации, зарегистрированной в Российской Федерации. Использование для этих целей счетов, открытых в иностранных банках, не допускается.
10. В ч. 10 комментируемой статьи узаконены случаи, когда предусмотренная комментируемым Законом ежемесячная денежная выплата не назначается.
Первый из таких случаев - нахождение ребенка на полном государственном обеспечении. Это касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" полное государственное обеспечение - это предоставление детям за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи.
Под организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых дети находятся на полном государственном обеспечении, понимаются образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Полное государственное обеспечение может предоставляться также:
- детям, находящимся в семье опекуна или попечителя. Опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет;
- детям, находящимся у приемных родителей. Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
В период нахождения детей на полном государственном обеспечении ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные комментируемым Законом, не производятся.
Второй случай, когда рассматриваемые выплаты родителям детей не производятся, - лишение таких граждан родительских прав в отношении ребенка в возрасте до 3 лет.
11. Часть 11 комментируемой статьи регулирует вопросы межведомственного взаимодействия в целях обеспечения своевременного и правильного назначения и осуществления выплат, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Данная норма носит характер отсылки к ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Согласно п. 9 названного Закона межведомственное информационное взаимодействие представляет собой осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, многофункциональными центрами.
Требования к межведомственному информационному взаимодействию при предоставлении государственных и муниципальных услуг установлены в ст. 7.1 указанного Закона.
Статья 7.2 определяет порядок подачи межведомственного запроса о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии со ст. 7.1 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" распоряжением Правительства от 29 июня 2012 г. N 1123-р утвержден Перечень сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам субъектов РФ или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и необходимых для предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Указанные в Перечне сведения в обязательном порядке предоставляются федеральному органу исполнительной власти, органу государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или МФЦ по межведомственному запросу.
Распоряжением Правительства от 23 января 2015 г. N 96-р утвержден Перечень сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъекта РФ, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам субъекта РФ или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и необходимых для предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти другого субъекта РФ, территориальными государственными внебюджетными фондами и муниципальных услуг органами, предоставляющими муниципальные услуги, на территории другого субъекта РФ. В частности, это сведения о лишении матери (отца) ребенка родительских прав и об отмене усыновления (удочерения) ребенка.

Безымянная страница
Реклама:

Меню:
Вопросы - ответы связаные с пенсиями в 2019 году и не только.
Pаздел 1  >> Pаздел 2 >> Pаздел 3
Счетчики:
Также рекомендуем:
Безымянная страница
Пенсионное обеспечение:
Социальные пособия и выплаты:
Прочие вопросы:
Так же вам будет интересна следующая информация:

Политика конфиденциальности
Copyright 2010 Социальные вопросы. All rights reserved.  2021 г.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!