Социальные
вопросы!
Статья 3

Комментарий к статье 3

1. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает передачу полномочий Российской Федерации субъектам РФ по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.
Для передачи полномочий с одного уровня органов власти на другой в юридической литературе и правоприменительной практике применяется специальный термин "делегирование полномочий". Делегирование полномочия имеет конституционную основу. Она заключаются в обязательном изначальном соблюдении подходов Конституции к разграничению предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. ст. 71, 72 Конституции).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, создание условий для достойного воспитания детей в семье относятся к совместной компетенции Российской Федерации и субъектов РФ согласно п. "ж.1" ст. 72 Конституции.
Передача полномочий носит одновременно организационно-правовой и финансово-правовой характер.
Организационно-правовой характер заключается в собственно действиях по передаче полномочий с одного уровня органов власти на другой. Это предполагает усиление административно-управленческой нагрузки на территориальные органы власти, зачастую - принятие дополнительных нормативных правовых актов, в особенности в случаях, когда сами субъекты РФ эти полномочия в последующем передают органам и учреждениям муниципальных образований, расположенных на их территории, что возможно на основании ч. 2 комментируемой статьи. В качестве примера можно привести Закон Воронежской области от 12 марта 2018 г. N 30-ОЗ "О передаче полномочий по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка на территории Воронежской области".
Предусмотренное в комментируемой статье регулирование соответствует сложившемуся в Российской Федерации подходу к распределению властных полномочий между государством и входящими в его состав территориальными образованиями, между территориальными образованиями разных уровней. Полномочия, которыми эти субъекты изначально наделены, носят характер собственных полномочий (например, финансовые полномочия осуществлять расходы на конкретные мероприятия). В противоположность полномочиям собственным, делегированные полномочия - это полномочия, переданные с одного уровня публично-правовых образований на другой.
Полномочия публично-правовых образований могут быть реализованы лишь при надлежащем финансовом обеспечении. В случае передачи полномочий Российской Федерации субъектам РФ у них помимо дополнительных полномочий возникают и дополнительные расходные обязательства. Реализация переданных полномочий и расходных обязательств обеспечивается средствами в форме субвенций, выделяемых из одного бюджета в другой (из бюджета публично-правового образования, которое делегировало соответствующее полномочие, в бюджет публично-правового образования, который этим дополнительным полномочием был наделен для компенсации возникших у него расходов) <9>. Отсюда следует финансово-правовой характер передачи полномочий от Российской Федерации субъектам РФ и от субъектов РФ муниципальным образованиям.
--------------------------------
<9> См.: Пешкова Х.В. Теоретико-правовые основы бюджетного устройства государства: Монография. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 238 - 247.

Финансово-правовой характер передачи полномочий заключается в обязательной передаче бюджетных средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, что с позиций финансовой практики вполне оправданно: без наличия денежных средств полномочия, да еще увеличенного объема, исполнить невозможно.
Денежные средства в региональные бюджеты и в местные бюджеты в случае передачи полномочий органам власти муниципальных образований на основании ч. 2 комментируемой статьи, как уже было отмечено, передаются в форме субвенций. Правовой режим субвенций в ракурсе выполнения настоящего Федерального закона установлен непосредственно комментируемой статьей - ч. 3, применяющейся в совокупности с ч. 4 и 5, посвященными порядку определения объема средств, выделяемых из федерального бюджета в форме субвенций на выполнение субъектами РФ полномочий по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, а также юридическому закреплению порядка расходования и учета средств на предоставление субвенций.
В случае делегирования полномочий субъектам РФ на региональном уровне не изменяются основания назначения (либо отказа в назначении) выплаты пособий гражданам, имеющим детей, предписанные федеральным законодательством, в том числе очередность рождения детей, факт лишения родительских прав, место регистрации родителей, количество рожденных детей.
2. Частью 2 комментируемой статьи установлена возможность дальнейшего делегирования полномочий по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка с регионального на местный уровень. Так, полномочия, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, могут передаваться законами субъектов РФ органам местного самоуправления либо организациям, которые находятся в ведении органов исполнительной власти этих субъектов.
Во исполнение данной нормы в субъектах РФ приняты нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы реализации соответствующих полномочий территориальными органами, например, Закон Воронежской области от 12 марта 2018 г. N 30-ОЗ "О передаче полномочий по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка на территории Воронежской области".
Законодательные акты, принимаемые на уровне субъектов РФ и предусматривающие делегирование полномочий муниципальным образованиям в части ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка на основании комментируемого Закона, должны в обязательном порядке исполняться на уровне муниципальных образований с учетом сроков предоставления и действия соответствующих делегированных полномочий, их финансирования средствами субвенций. Финансирование соответствующих выплат гражданам средствами субвенций, перераспределяемых между региональным и местным бюджетом, в каждом конкретном случае контролируется с позиций соблюдения сроков выполнения полномочий - производства выплат, целей использования субвенций.
Нарушения в части реализации требований, связанных с передачей на муниципальный уровень полномочий, изначально принадлежащих Российской Федерации, в сфере социального обеспечения не редкость.

Пример. Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании солидарно с Администрацией муниципального района Безенчукский Самарской области и муниципального казенного учреждения муниципального района Безенчукский Самарской области "Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства" субвенций в размере 878 154,63 руб. Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2017 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация муниципального района обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, принять новый судебный акт.
Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет предоставления субвенций муниципальному району, предусмотренных в законе об областном бюджете на очередной финансовый год. По результатам внеплановой проверки использования субвенции, предоставленной муниципальному району из областного бюджета для осуществления переданных государственных полномочий по осуществлению денежных выплат на содержание детей, находящихся под опекой, за спорный период 2014 года было выявлено неправомерное использование средств областного бюджета, допущенное управлением, в общей сумме 3 843,4 тыс. руб.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что управлением допущено неправомерное использование субвенции, предоставленной из бюджета Самарской области, на осуществление переданных полномочий по назначению и выплате единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения. Министерством в адрес Администрации муниципального района было направлено предписание с требованием о возврате в областной бюджет субвенций, использованных с нарушением норм действующего законодательства. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации - без удовлетворения. С Администрации муниципального района и муниципального казенного учреждения "Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства" в солидарном порядке взысканы субвенции, использованные с нарушением законодательства.
Полномочия по осуществлению ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были отозваны Самарской областью, в связи с чем с 1 июня 2014 г. Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области данные выплаты осуществлялись самостоятельно (см. решение Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2017 г., Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 мая 2017 г. N 11АП-4137/2017 по делу N А55-31047/2015).

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает финансово-правовые основы реализации делегированных Российской Федерацией субъектам РФ полномочий по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка - средства на реализацию таких полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Данная норма применяется в совокупности с ч. 4 и 5 комментируемой статьи, посвященными порядку определения объема средств, выделяемых из федерального бюджета в форме субвенций на выполнение субъектами РФ полномочий по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, а также юридическому закреплению порядка расходования и учета средств на предоставление субвенций.
Часть 3 рассматриваемой статьи, по сути, предусматривает форму финансовой поддержки субъектов РФ в случае делегирования им полномочий Российской Федерации по выполнению требований настоящего Федерального закона, финансированию предусмотренных им социальных расходов государства в пользу населения (социальная поддержка населения). Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки населения предусматриваются в федеральном бюджете в форме субвенций. Данная норма носит финансово-правовой характер: речь идет о межбюджетных трансфертах, обязательном планировании в рамках бюджетного процесса межбюджетных трансфертов в форме субвенций в расходной части федерального бюджета.
Понятие субвенций, а также правовой режим их предоставления как формы межбюджетных трансфертов предусмотрены ст. ст. 133, 140 БК (см. также главу 16 БК, регулирующую предоставление межбюджетных трансфертов в целом).
Под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Субвенции с позиций финансово-правового регулирования относятся к разновидностям межбюджетных трансфертов - бюджетных средств, перераспределяемых между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в рамках межбюджетных отношений, выступающих разновидностью финансово-правовых отношений.
Основным признаком субвенций как формы передаваемых бюджетных средств, формы финансовой поддержки (межбюджетного трансферта) является их целевой характер. Полученные в форме субвенций бюджетные средства направляются на финансирование строго определенных расходных обязательств, возникающих у субъектов РФ (муниципальных образований) в результате передачи полномочий с одного уровня публично-правовых образований на другой. В данном случае это полномочия во исполнение комментируемого Закона.
Расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации (субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (ст. 6 БК). Расходные обязательства устанавливаются законами, применительно к рассматриваемой сфере социальной поддержки граждан, имеющих детей, - непосредственно комментируемым Законом. Подробнее о целевом характере субвенций речь идет в ч. 6 и 7 комментируемой статьи.
Субвенции как форма межбюджетных трансфертов из бюджета имеют специальное свойство, отличающее их от других форм межбюджетных трансфертов: бюджетными средствами в форме субвенций финансируется реализация делегированных полномочий, о которых и идет речь в комментируемой статье (см. подробнее комментарий к ч. 1 настоящей статьи).
Объем предоставляемых бюджетных средств в форме субвенций обусловлен объемом финансовых ресурсов, необходимых для осуществления конкретных делегированных полномочий. При расчете объема субвенций в составе бюджетного фонда традиционно учитываются следующие характеристики субъектов РФ и муниципальных образований:
- численность населения (отдельных групп населения), потребителей государственных (муниципальных) услуг, другие показатели с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств;
- объективные условия, влияющие на стоимость государственных (муниципальных) услуг в субъектах РФ и муниципальных образованиях (по анализу п. 4 ст. 133, п. 3 ст. 140 БК).
Использование при распределении бюджетных средств в форме субвенций показателей, характеризующих собственные доходы субъектов РФ - получателей субвенций, не допускается. Указанное ограничение является гарантией получения субъектами РФ объема бюджетных ресурсов, действительно необходимого для реализации делегированных им полномочий.
При расчете размера конкретных целевых субвенций, то есть субвенций на выполнение строго определенных полномочий, учитываются показатели, конкретизированные специальными нормативными актами, эти субвенции предусматривающими (см. подробнее комментарий к ч. 4 настоящей статьи, Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. N 1704 "О порядке предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка").
В распределении бюджетных средств между бюджетами разных уровней - федеральным, региональными, местными, - в том числе на реализацию различных социально значимых законов, в данном случае - комментируемого Закона, выражается социальное значение финансового законодательства, защита со стороны государства нуждающихся в поддержке граждан. Речь в данном случае идет о расходах бюджета на реализацию положений комментируемого Закона.
Расходные обязательства в качестве бюджетных обязательств на финансирование комментируемого Закона посредством предоставления субвенций в адрес субъектов РФ планируются ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Например, раздел 3 приложения 32 Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" устанавливает объемы бюджетных средств, распределяемых в форме субвенций на выполнение требований комментируемого Закона бюджетам субъектов РФ.
В ответ на положения закона о федеральном бюджете в региональных законах о бюджетах предусмотрено получение и использование субвенций на исполнение настоящего Федерального закона (см., например, приложение 8 к Закону Московской области от 16 декабря 2019 г. N 261/2019-ОЗ "О бюджете Московской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"; приложение 6 к Областному закону Ленинградской области от 4 декабря 2019 г. N 94-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов").
Надо заметить, что субвенционное финансирование социальной поддержки из бюджета граждан, имеющих детей (в связи с рождением ребенка, воспитанием ребенка-инвалида), регулируется различными федеральными законами, применяемыми во взаимосвязи, с учетом исключения дублирования выплат на детей по различным основаниям. Делегирование полномочий на уровень субъектов РФ и муниципалитетов в принципе характерно для сферы социального обеспечения.
Финансово-правовое содержание, значение настоящего Федерального закона заключается не только в регламентации финансирования его выполнения бюджетными средствами в форме субвенций, но и постановкой на практике иных финансово-правовых вопросов, например:
- расчета среднедушевого дохода семьи, налогообложения. При расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством (см. Определение Конституционного Суда РФ от 26 марта 2020 г. N 547-О; Определение Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2019 г. N 3576-О);
- включения в среднедушевой доход семьи суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом (см. Определение Конституционного Суда РФ от 28 ноября 2019 г. N 3189-О).
4. Часть 4 комментируемой статьи содержит бланкетную (отсылочную) норму, регулирующую вопросы расчета финансовой поддержки субъектов РФ на выполнение требований настоящего Федерального закона. Объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов РФ на реализацию переданных в соответствии с ч. 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основании утвержденной Правительством методики исходя из численности граждан, имеющих право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, и размера этой выплаты.
В данном случае имеется в виду Постановление Правительства от 30 декабря 2017 г. N 1704 "О порядке предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка", которым утверждена соответствующая методика распределения субвенций.
Методика утверждает математическую формулу расчета объема субвенций. В формулу расчета входят следующие показатели:
- прогнозное количество выплат в месяц ежемесячной выплаты лицам, имеющим право на ее получение, проживающим в субъекте РФ или г. Байконуре;
- размер ежемесячной выплаты, установленный в конкретном субъекте РФ или г. Байконуре, соответствующий величине прожиточного минимума для детей, установленной в данном субъекте в соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты;
- расходы на компенсацию затрат, связанных с обеспечением деятельности органов исполнительной власти в связи с осуществлением переданного им полномочия Российской Федерации, в пределах 1,5% предоставляемой бюджету субъекта РФ и бюджету г. Байконура субвенции.
5. Часть 5 комментируемой статьи предписывает юридическое закрепление порядка расходования и учета средств на предоставление субвенций. Этот порядок устанавливается Правительством. В настоящее время действует Постановление Правительства от 30 декабря 2017 г. N 1704, которым утверждены:
- Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка;
- Методика распределения субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.
Правила предоставления субвенций содержат следующие нормативные положения, непосредственно регламентирующие порядок расходования и учета бюджетных средств на:
- предоставление субвенций в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Минтруда как получателя средств федерального бюджета (п. 2);
- определение показателя оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ по назначению и выплате ежемесячной выплаты (п. 3);
- перечисление субвенций осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка РФ для учета операций со средствами бюджетов субъектов РФ. Перечисление субвенций в бюджет г. Байконура осуществляется в установленном порядке на счет, открытый финансовому органу администрации г. Байконура (п. 4);
- требования к отчетности по полученным субвенциям (п. п. 5, 5(1), 6);
- требования к объему субвенций (п. 8).
- требования к целевому расходованию субвенций и контролю за их расходованием (п. п. 11, 12).
Часть 5 комментируемой статьи и принятые во исполнение ее требований подзаконные нормативные правовые акты регулируют порядок расходования и учета бюджетных средств на предоставление субвенций, направления и зачисления в региональные бюджеты субвенций с позиций бюджетного процесса.
Законодательство определяет бюджетный процесс как деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности (ст. 6 БК).
БК регулирует бюджетный процесс и формы перераспределяемых в ходе его реализации бюджетных средств, в том числе и в виде межбюджетных трансфертов, к числу которых относятся и субвенции, посредством установления его стадий, процедур <10>.
--------------------------------
<10> См.: Пешкова Х.В. Теоретико-правовые основы бюджетного устройства государства: Монография. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 252.

Часть 5 комментируемой статьи в буквальном виде подразумевает такую стадию бюджетного процесса, как исполнение бюджета, в рамках которой осуществляется учет, расходование субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ. Порядок исполнения бюджета, учета и отчетности по бюджету регламентируется гл. 24, 24.1, 25, 25.1, 25.2 БК.
Перечисление субвенций в бюджеты субъектов РФ осуществляется на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в территориальных учреждениях Центрального банка РФ для учета операций со средствами бюджетов субъектов РФ.
Правила о зачислении субвенций на счет бюджета в целях учета соответствующих бюджетных средств базируются на принципе единства кассы, определяющем основы кассового обслуживания исполнения бюджетов - казначейского исполнения бюджета, относящемся к числу принципов бюджетной системы Российской Федерации.
Тем самым подразумеваемое ч. 5 комментируемой статьи 3 подзаконное регулирование означает, что в целях реализации финансово-правовых норм настоящего Федерального закона принят целый ряд подзаконных нормативных правовых актов, детализирующих вопросы порядка расходования и учета бюджетных средств, предоставленных в форме субвенций.
6. Часть 5.1 комментируемой статьи закрепила правило об освобождении от оплаты банковских услуг по операциям со средствами, предусмотренными на осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. Данное правило также следует рассматривать как гарантийную норму социального значения, позволяющую гражданам сэкономить денежные средства в связи с реализацией своих социальных прав и свобод.
Данная норма связывает отрасль законодательства, соответствующую праву социального обеспечения, с отраслью банковского законодательства. Юридическая регламентация банковских услуг, в том числе операций с денежными средствами, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
В качестве операций со средствами, предусмотренными на осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, подразумевается зачисление денежных средств гражданам на их счета, открытые в банках, последующее снятие гражданами зачисленных на их счет денежных средств.
7. Часть 6 комментируемой статьи уточнила целевой характер субвенций, предоставляемых из бюджета Российской Федерации бюджетам субъектов РФ на выполнение ими делегированных полномочий по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. Это означает, что эти средства не могут быть использованы на другие цели.
Часть 6 комментируемой статьи в части указания на целевой характер бюджетных средств соотносится с положениями, содержащимися в ч. 3 этой же статьи, предусматривающими предоставление субвенций как форму бюджетной поддержки из федерального бюджета бюджетов субъектов РФ в ходе деятельности по выполнению предписаний настоящего Федерального закона.
Целевой характер субвенций в ракурсе настоящего Федерального закона означает, что их выделение из бюджета в пользу субъектов РФ (муниципальных образований) обусловлено определенными условиями предоставления бюджетных средств:
- использование денег строго на финансирование расходов на выполнение делегированных полномочий;
- подконтрольность использования бюджетных средств с позиций достижения социально значимых результатов.
При этом использование субвенций, их "привязанность" к осуществлению определенных расходов должно быть предусмотрено уже в ходе планирования бюджетных правоотношений на очередной финансовый период, что подтверждается соответствующими документами (закон о бюджете, бюджетная роспись) <11>. Например, раздел 3 приложения 32 Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ (ред. от 18 марта 2020 г.) "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" устанавливает объемы бюджетных средств, распределяемых в форме субвенций на выполнение требований комментируемого Закона бюджетам субъектов Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Использование средств субвенций на финансирование конкретных расходов бюджета предполагается.
--------------------------------
<11> См.: Пешкова Х.В. Теоретико-правовые основы бюджетного устройства государства: Монография. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 237 - 249.

Бюджетные средства должны быть доведены до конкретных получателей для финансирования мероприятий, строго определенных в бюджете как финансово-плановом акте. Целевая направленность как признак субвенций получает выражение в одном из принципов бюджетной системы - принципе адресности и целевого характера бюджетных средств. Этот принцип означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей (ст. 38 БК) <12>.
--------------------------------
<12> См. подробнее: Пешкова Х.В. Бюджетное право России: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2019. Глава 8.

Соблюдение целевого характера подкрепляется возможными мерами юридической ответственности и контроля (см. подробнее комментарий к ч. 7 и 8 настоящей статьи).
8. Часть 7 комментируемой статьи содержит нормативное положение, в основе которого лежит, по сути, гарантийный инструментарий соблюдения целевого характера субвенций, предоставляемых из бюджета Российской Федерации бюджетам субъектов РФ на выполнение ими делегированных полномочий по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. В случае использования средств субвенций не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе взыскать эти средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, является Федеральное казначейство. Правовой статус Федерального казначейства и особенности реализации им полномочий в финансово-бюджетной сфере установлены ст. ст. 166.1, 306.3 БК, Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703 "О Федеральном казначействе".
В ч. 7 комментируемой статьи речь идет о таком составе бюджетного правонарушения, как нецелевое использование бюджетных средств. Статья 306.4 БК нецелевым использованием бюджетных средств признает направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований) (см. также ст. 15.14 КоАП).
9. Часть 8 комментируемой статьи в общем виде закрепляет юридические основы бюджетного контроля в связи с расходованием средств на реализацию положений настоящего Федерального закона. Контроль за расходованием указанных в ч. 3 настоящей статьи средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения, и Счетной палатой Российской Федерации.
Напомним, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, является Федеральное казначейство. Правовой статус Федерального казначейства и особенности реализации им полномочий в финансово-бюджетной сфере установлены ст. ст. 166.1, 306.3 БК; Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703 "О Федеральном казначействе".
Иным органом контроля за использованием, расходование бюджетных средств является Счетная палата РФ. На региональном уровне действуют контрольно-счетные органы субъектов РФ. Задачами Счетной палаты в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" являются:
- организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных кредитных организациях Российской Федерации;
- определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования в Российской Федерации;
- анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;
- определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- обеспечение в пределах своей компетенции ме
Безымянная страница
Реклама:

Меню:
Вопросы - ответы связаные с пенсиями в 2019 году и не только.
Pаздел 1  >> Pаздел 2 >> Pаздел 3
Счетчики:
Также рекомендуем:
Безымянная страница
Пенсионное обеспечение:
Социальные пособия и выплаты:
Прочие вопросы:
Так же вам будет интересна следующая информация:

Политика конфиденциальности
Copyright 2010 Социальные вопросы. All rights reserved.  2021 г.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!