Социальные
вопросы!
Статья 4

Комментарий к статье 4

1. Комментируемая статья регулирует вопросы исчисления среднедушевого дохода семьи - основного критерия определения права на ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка.
В ч. 1 комментируемой статьи приведен перечень полученных в денежной форме доходов, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи. Данный перечень является исчерпывающим и его расширительное толкование, то есть включение в него доходов, прямо не упомянутых в нем, является неправомерным.
В комментируемой статье предусмотрен следующий перечень доходов семьи, учитываемых при расчете ее среднедушевого дохода:
1) Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей. Оно включает не только заработную плату, но и иные выплаты: компенсационного и стимулирующего характера, выплаты по гражданско-правовым договорам за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.
Сюда же относится вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации. В Законе подчеркнуто, что если организация является налоговым резидентом Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, вознаграждения директоров рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений.
Приказом Минтруда от 29 декабря 2017 г. N 889н определен перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка. В Приказе предусмотрено, что для подтверждения данного вида доходов нужно предоставить справку с места работы (службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи.
2) Денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, то есть органов, где предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью. Сюда же относятся дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, на которые имеют право перечисленные граждане, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка). Эта разновидность доходов по свой сути аналогична выплатам, которые получают граждане, работающие по трудовому договору, и гражданские служащие в качестве вознаграждения за труд, стимулирующих и компенсационных выплат.
3) Пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с российским законодательством или полученные от иностранной организации, обособленное подразделение которой находится в России. В ч. 2 комментируемой статьи прямо предусмотрено, что при расчете не учитываются суммы ежемесячных выплат, осуществленных в соответствии с комментируемым Законом.
Данный пункт сформулирован достаточно обтекаемо, поэтому на практике нередки споры о включении тех или иных социальных выплат в доходы семьи.

Пример. 12 сентября 2019 г. ГКУ "Управление социальной защиты населения" направило истцу письменный отказ в удовлетворении заявления о назначении ежемесячного пособия на первого ребенка до полутора лет, указав, что оснований для предоставления ежемесячного пособия на первого ребенка до полутора лет не имеется, поскольку среднедушевой доход семьи истца на дату обращения превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Нижегородской области. При расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка ГКУ были учтены в том числе выплаты по линии социальной защиты населения на ребенка: ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет; ежемесячная выплата на первого ребенка до полутора лет.
Удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что включение ответчиком при расчете среднедушевого дохода, необходимого для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, ежемесячной выплаты на первого ребенка до полутора лет противоречит целям и задачам комментируемого Закона. Как следствие, отказ ГКУ "Управление социальной защиты населения" в предоставлении ежемесячного пособия на первого ребенка до достижения им возраста полутора лет приведет к необходимости существования семьи истца с суммой дохода менее 1,5-кратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.
Суд указал, что ежемесячное пособие, предоставляемое на первого ребенка до достижения им возраста полутора лет, необходимо семье для поддержания ее материального благополучия и достойного уровня жизни.
Иное применение комментируемого Закона, учет пособия, на которое претендует истец в очередном периоде, в составе доходов семьи за прошлое время для целей принятия решения о назначении пособия нарушает баланс конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов, противоречит природе социального государства и расходится с вытекающим из ст. ст. 2 и 18 Конституции и обращенным к органам публичной власти требованием обеспечения признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов (см. решение Павловского городского суда от 21 ноября 2019 г. по делу N 2-1434/2019).

Приказом Минтруда от 29 декабря 2017 г. N 889н предусмотрено, что для подтверждения данного вида доходов нужно предоставить:
- сведения о пособиях и выплатах заявителю (члену семьи заявителя) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами субъектов РФ в качестве мер социальной поддержки;
- сведения о получении пенсии, компенсационных выплат дополнительного ежемесячного обеспечения пенсионера;
- справку (сведения) о выплачиваемых студентам стипендии и иных денежных выплат студентам, аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, докторантам, слушателям подготовительных отделений;
- справку (сведения) о выплате пособия по безработице (материальной помощи и иных выплат безработным гражданам, о стипендии и материальной помощи, выплачиваемой гражданам в период прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; о выплате безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также о выплате несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах);
- сведения о получении пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, а также единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, за счет средств ФСС;
- сведения о ежемесячных страховых выплатах по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4) Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Правила выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 711.
5) Компенсация, выплаченная государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей. Выплата такой компенсации предусмотрена ст. 170 ТК. Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если они должны исполняться в рабочее время. При этом государственный орган или общественное объединение должны выплачивать работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию.
2. В ч. 2 комментируемой статьи закреплены выплаты, которые не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи. К ним отнесены суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой гражданам в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
Такое правовое регулирование является вполне обоснованным и логичным, поскольку эти суммы имеют сугубо компенсационный характер и направлены на частичное возмещение вреда, причиненного гражданам вследствие обстоятельств непреодолимой силы (утрата и порча имущества, причинение вреда жизни и здоровью и др.). В связи с этим включение таких сумм в состав доходов явилось бы необоснованным, противоречащим правовой природе этих выплат.
3. Часть 2.1 комментируемой статьи определяет особенности расчета среднедушевого дохода семьи, в составе которой имеются лица, официально признанные безработными на день подачи заявления о назначении указанной выплаты. Установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи, в составе которой имеются лица, не учитываются только доходы, указанные в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи, то есть доходы от трудовой деятельности. Если же безработный имеет доходы, указанные в п. п. 2 - 4 комментируемой статьи, то эти доходы подлежат учету при расчете среднедушевого дохода семьи.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными являются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы определены Постановлением Правительства от 7 сентября 2012 г. N 891.
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции в 2020 году Постановлением Правительства от 8 апреля 2020 г. N 460 были приняты Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Это и послужило причиной пересмотра практики учета выплат по безработице в составе среднедушевого дохода семьи. Как и Временные правила, комментируемое положение Закона применяется до 31 декабря 2020 г. включительно.
4. Согласно ч. 2.2 комментируемой статьи при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы ежемесячных выплат, осуществленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Данная норма введена в комментируемый Закон в связи с принятием Федерального закона от 24 апреля 2020 г. N 125-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и статью 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.
Введение данной нормы позволит избежать спорных ситуаций, подобных описанной в примере из судебной практики, приведенном в п. 1 комментария к ст. 4 комментируемого Закона.
5. Согласно ст. 129 ТК заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Учитывая, что в большинстве случаев заработная плата в части, касающейся компенсационных и стимулирующих выплат, выплачивается за прошедшее время, ч. 3 комментируемой статьи уточняет, что эти суммы учитываются в месяце их фактического получения, а не в месяце, за который они начислены.
То же самое касается аванса и основной части заработной платы - они учитываются в месяце их фактического получения. Например, если аванс за работу в сентябре был выплачен в том же месяце, этот аванс учитывается для целей определения права на ежемесячную выплату в сентябре. Зарплата за тот же месяц получена в начале октября, следовательно, соответствующая сумма для указанных целей будет учтена в октябре.
6. В ч. 4 комментируемой статьи оговаривается ситуация, когда выплата заработной платы осуществляется в ином порядке, например, сразу за несколько месяцев. В этом случае соответствующие суммы делятся на количество месяцев, за которые они начислены, и учитываются в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
Аналогичным образом определяется среднедушевой доход семьи, получающей доходы от исполнения договоров гражданско-правового характера, от предпринимательской и иной оплачиваемой деятельности. Согласно ч. 5 комментируемой статьи полученные суммы делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
7. В ч. 6 комментируемой статьи урегулирован вопрос учета налоговых удержаний из получаемых доходов при исчислении среднедушевого дохода семьи. Установлено, что доходы учитываются до вычета налогов.
Например, в сентябре 2020 г. гражданину начислена заработная плата в размере 100 000 руб. В соответствии с налоговым законодательством из указанной суммы удержано 13% (13 000 руб.) и работник получает на руки 87 000 руб. В этом случае при исчислении среднедушевого дохода семьи будет учтено не 87 000 руб., фактически им полученных, а 100 000 руб. - сумма начисленной заработной платы.
Конституционный Суд РФ в Определениях от 19 декабря 2019 г. N 3576-О и от 26 марта 2020 г. N 547-О определил, что эта норма в силу ее буквального содержания, поскольку не предусмотрено иное, предполагает определение доходов для целей получения соответствующей ежемесячной выплаты исходя из налогооблагаемого дохода (с учетом уменьшения доходов налогоплательщика на сумму профессиональных налоговых вычетов), но до вычета налогов. Следовательно, сами по себе оспариваемые законоположения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителей. Проверка же обоснованности решений судов общей юрисдикции, в том числе в части определения размера среднедушевого дохода семьи, осуществляется вышестоящими судебными инстанциями и не относится к компетенции Конституционного Суда РФ.
8. В ч. 8 комментируемой статьи определена методика расчета среднедушевого дохода семьи в целях определения права на получение ежемесячных выплат на детей, установленных настоящим Федеральным законом. Раскрывается понятие "расчетный период" - это время, за которое учитываются доходы семьи для определения среднедушевого дохода. Этот период составляет 12 месяцев, отсчет которого начинается за 6 месяцев до даты подачи заявления о назначении такой ежемесячной выплаты. При этом учитываются полные месяцы.
Для наглядности представим эту норму в виде таблицы.

Таблица 1

Примеры определения расчетного периода
для определения среднедушевого дохода семьи

Дата подачи заявления о назначении выплаты Расчетный период, за который учитываются полученные доходы
1 сентября 2020 г. 1 марта 2019 г. - 29 февраля 2020 г.
15 октября 2020 г. 1 апреля 2019 г. - 31 марта 2020 г.
20 декабря 2020 г. 1 июня 2019 г. - 31 мая 2020 г.

Полученная членами семьи за расчетный период сумма доходов делится на 12, а полученный результат делится на количество членов семьи. В итоге получается сумма, определяющая среднедушевой доход семьи. Если эта сумма не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в соответствующем субъекте РФ, то семье назначается ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка (см. комментарий к ст. 1).
9. Часть 9 комментируемой статьи предоставляет территориальным органам социальной защиты населения и территориальным органам ПФР право на проверку достоверности представленных гражданином сведений о доходах семьи. Проверка осуществляется путем направления запросов в различные органы и организации, располагающие сведениями о доходах граждан:
- в организации, в которых работают члены семьи;
- в налоговые органы, располагающие данными о доходах от трудовой деятельности, от индивидуального предпринимательства, от частной практики, о дивидендах, процентах от ценных бумагах, от продажи или аренды недвижимости;
- в ПФР, располагающий сведениями о размерах пенсий и иных выплат, получаемых гражданами по линии данного фонда.
Кроме того, для этих целей может быть использована Единая государственная информационная система социального обеспечения, которая является федеральной государственной информационной системой, создаваемой в целях обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, информацией о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых населению в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, путем использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, входящей в инфраструктуру электронного правительства (ст. 6.9 ФЗ "О государственной социальной помощи").
Запросы могут направляться в том числе в порядке, установленном ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", то есть в виде межведомственных запросов, поданных в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
10. В ч. 10 комментируемой статьи определены члены семьи, учитываемые при расчете среднедушевого дохода:
- родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты;
- супруг (супруга) такого гражданина;
- несовершеннолетние дети.
На практике нередко возникают вопросы, связанные с порядком определения права на ежемесячные выплаты, предусмотренные комментируемым Законом, в случаях раздельного проживания супругов. Судебная практика показывает, что независимо от места проживания супругов их доходы учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи.

Пример: Истец Т.А.Е. 23 марта 2019 года обратилась с заявлением в Управление социальной политики по г. Березовскому Свердловской области о назначении ей ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.
Решением от 29 августа 2019 года истцу было отказано в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка в соответствии с комментируемым Законом, поскольку размер среднедушевого дохода семьи превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения <14>.
--------------------------------
<14> Данная норма действовала на момент рассмотрения дела. В настоящее время пороговое значение среднедушевого дохода семьи, дающего право на назначение ежемесячной выплаты, составляет 2-кратный размер прожиточного минимума по субъекту Российской Федерации (ч. 2 ст. 1 комментируемого Закона).

Т.А.Е. обжаловала данный отказ в суд. Решением Березовского городского суда Свердловской области от 19 декабря 2019 года исковые требования Т.А.Е. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец выразила несогласие истца с решением суда, обусловленное несогласием с включением в состав члена семьи несовершеннолетнего ребенка не только самого истца как матери ребенка, но и отца ребенка, ввиду отсутствия их совместного проживания и наличия соглашения об уплате алиментов.
Судебная коллегия не нашла оснований согласиться с доводами жалобы, полагая их основанными на неверном толковании норм материального права, поскольку в соответствии с ч. 10 ст. 4 комментируемого Закона в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода, включаются родители (усыновители), опекуны ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети.
На основании указанных норм судом правомерно сделан вывод о том, что комментируемый Закон не содержит в качестве условия назначения ежемесячной выплаты при решении вопроса об определении состава членов семьи факта совместного проживания родителей ребенка.
Комментируемым Законом как специальной нормой урегулирован вопрос об определении состава и членов семьи ребенка, подлежащих учету при определении среднедушевого дохода для решения вопроса о наличии оснований для назначения выплаты, в связи с чем оснований для применения аналогии закона в спорных правоотношениях у суда первой инстанции не имелось.
Апелляционным определением Свердловского областного суда от 18 марта 2020 г. решение Березовского городского суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Аналогичная позиция по данному вопросу изложена в письме Минтруда России от 7 марта 2018 г. N 12-1/10/П-1584, в котором разъясняется, что комментируемый Закон не содержит в качестве условия назначения ежемесячной выплаты факта совместного проживания родителей ребенка. Таким образом, в случае если члены семьи не проживают совместно, их доходы все равно учитываются при назначении ежемесячной выплаты.

11. В ч. 11 комментируемой статьи определены категории членов семей, которые не включаются в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи.
К ним отнесены:
- лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу;
- лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;
- лица, лишенные родительских прав;
- лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.
В силу обстоятельств (лишение свободы, заключение под стражу, нахождение на принудительном лечении, болезнь и т.п.) указанные лица содержатся за счет государства или тех учреждений, где они находятся на лечении или на социальном обслуживании. Семья не несет расходов на их содержание, поэтому эти лица при определении среднедушевого дохода семьи не учитываются. Что касается родителей, лишенных родительских прав, то их доходы не учитываются, поскольку содержание детей обеспечивают другие лица - второй родитель, опекун или попечитель. Они же и получают выплату в связи с рождением ребенка, предусмотренную комментируемым Законом.

Безымянная страница
Реклама:
Меню:
Вопросы - ответы связаные с пенсиями в 2019 году и не только.
Pаздел 1  >> Pаздел 2 >> Pаздел 3
Счетчики:
Также рекомендуем:
Безымянная страница
Пенсионное обеспечение:
Социальные пособия и выплаты:
Прочие вопросы:
Так же вам будет интересна следующая информация:

Политика конфиденциальности
Copyright 2010 Социальные вопросы. All rights reserved.  2021 г.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!