Социальные
вопросы!
Статья 5

Комментарий к статье 5

1. Комментируемая статья вменяет в обязанность лицам, имеющим право на ежемесячную денежную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, информировать соответствующие органы об обстоятельствах, влияющих на получение данной выплаты:
1) об изменении места жительства (пребывания) или фактического проживания;
2) о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления выплаты.
В первую очередь эта обязанность лежит на матери (усыновительнице); если она не получает данную выплату, то на отце ребенка (усыновителе) либо ином лице, осуществляющем фактическое опекунство - бабушке, дедушке, другом родственнике.
Речь идет о выплате на первого ребенка из средств федерального бюджета либо о выплате на второго ребенка из средств материнского (семейного) капитала, имеющей характер ежемесячного платежа как социального пособия.
При изменении либо появлении обстоятельств, перечисленных выше, у получателей выплаты появляется обязанность уведомить об этом орган, который осуществляет данную выплату. Выплата на первого ребенка производится органом социальной защиты населения, следовательно, информировать необходимо его. Выплату на второго ребенка производит территориальное подразделение ПФР, поэтому оно тоже должно быть уведомлено получателем денежных средств.
По общему правилу известить указанные органы можно несколькими способами:
1) путем личного обращения в соответствующий орган, осуществляющий выплаты, или через представителя при посещении данного органа;
2) через многофункциональный центр "Мои документы". Они осуществляют свои функции на основе Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. N 1376 "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг";
3) с использованием услуг почтовой связи согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи";
4) в электронном виде. Порядок осуществления ежемесячных выплат, утв. Приказом Минтруда от 29 декабря 2017 г. N 889н, предоставляет гражданам право на обращение путем подачи электронных документов. Однако для их оформления необходимо соблюдать определенные требования. Подаваемые документы подписываются в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" и ст. ст. 21.1 и 21.2 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Направить их можно с помощью электронных носителей и (или) по сети Интернет.
Кроме этого, уведомить органы, осуществляющие выплату, можно с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" без электронных носителей.
Уведомление о смене места жительства или иных фактах, имеющих значение для выплаты, подписывается заявителем с проставлением даты обращения.
Для органов исполнительной власти, осуществляющих выплату, преимущественно важен факт смены места жительства с одного региона на другой. Это более важно, нежели смена улицы или номера дома. Так, нередко возникают ситуации, когда семья обращается за выплатой в одном регионе, а через некоторое время меняет свое место жительства. В таком случае необходимо после соблюдения процедуры снятия с регистрационного учета в одном регионе и постановки на регистрационный учет в другом обратиться в органы социальной защиты населения с целью их уведомления о новом месте жительства.
Пункт 1 ст. 6 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" обязывает лицо, изменившее место жительства, сообщить об этом не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства - специалисту, ответственному за прием и передачу данных сведений в орган регистрационного учета документов. Ответственным за прием указанных сведений может быть должностное лицо ЖЭО, ТСЖ или управляющей компании. Если такие структуры отсутствуют по новому месту жительства лица, то человек может обратиться напрямую в органы регистрационного учета по новому месту жительства.
Приказ МВД от 24 апреля 2018 г. N 249 в п. 2.6.2 для регистрации по месту жительства гражданина требует предоставить следующие документы:
а) документ, удостоверяющий личность;
б) заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 3 к Административному регламенту);
в) документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). В качестве документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение при регистрации, гражданин имеет право подать один любой из перечисленных документов.
Если регистрации по месту жительства подлежат малолетние граждане, а также несовершеннолетние лица до 14 лет, то Приказ МВД от 24 апреля 2018 г. N 249 требует предоставления документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельств о рождении этих несовершеннолетних.
2. Комментируемая статья, как было отмечено, обязывает в уведомительном порядке лиц, получающих ежемесячную денежную выплату, сообщать в органы исполнительной власти или территориальное подразделение ПФР вышеуказанными способами об изменении своего места жительства (пребывания) или адреса фактического проживания.
Полагаем, что необходимо выяснить соотношение таких категорий, как место жительства, место пребывания и адрес регистрации гражданина.
Как нами было отмечено выше, в первую очередь имеет значение именно регистрация гражданина по месту жительства. В России данная процедура регулируется:
- ст. 6 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1;
- Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации";
- Приказом МВД России от 31 декабря 2018 г. N 984 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".
2.1. Место жительства граждан имеет существенное значение при реализации им различных прав, в том числе и социальных.
ГК в ст. 20 под местом жительства гражданина определяет место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Пункт 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, устанавливает место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 в ст. 2 под местом жительства гражданина понимает жилой дом, квартиру, комнату, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Кочевники и полукочевники из числа коренных малочисленных народов Севера в качестве места жительства определяют одно из поселений, входящих в состав муниципального района, в границах которого проходят маршруты кочевий указанных граждан.
Аналогично место жительства определяется в п. 3 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации". Однако следует отметить, что указанный список помещений, определяемый в качестве места жительства, не является исчерпывающим, в результате этого систематическая трансформация гражданского законодательства России позволяет включать в этот перечень новые виды объектов. Таким образом, например, дачи и дачные коттеджи сегодня также входят в перечень жилых помещений, потенциально являющихся местом жительства гражданина.
Регистрация гражданина по месту жительства на дачных и садовых земельных участках тем не менее не оценивается однозначно ни учеными, ни судом, ни рядовыми гражданами. Такие узаконенные процедуры регулярно выступают предметом судебного рассмотрения.
Постановлениями Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. N 7-П и от 30 июня 2011 г. N 13-П был признан не соответствующим Конституции, ее ст. 27 (ч. 1) и 55 (ч. 3) абзац второй ст. 1 действовавшего в тот момент Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Судьи Конституционного Суда посчитали указанные нормы не соответствующими Конституции в той части, в какой данной нормой для граждан исключается возможность регистрации по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям населенных пунктов или землям сельскохозяйственного назначения. Это стало законным основанием для легитимного проживания граждан на основе регистрации в дачных домиках.
Конституционный Суд признал не соответствующим Конституции, ее ст. 27 (ч. 1) и 55 (ч. 3), абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ, устанавливающий гражданам запрет на регистрацию по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения. Конституционный Суд посчитал, что запрет на регистрацию в жилых помещениях садовых участков вынуждает граждан регистрироваться не по месту фактического проживания или вообще не вставать на регистрационный учет по месту жительства, проживая на дачах. Впоследствии подобные факты оборачиваются для таких граждан административной ответственностью за сокрытие информации от органов государства о своем реальном месте жительства. Однако Конституционный Суд уточнил, что:
а) данные жилые помещения должны быть пригодными для проживания;
б) разрешение на регистрацию гражданам в жилых помещениях автоматически не приравнивает территорию садоводческих участков к статусу населенного пункта со всеми вытекающими отсюда обязанностями публичной власти по содержанию данной территории и обеспечению ее коммунальными услугами в бесперебойном порядке.
Действующий Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в п. 2 ст. 3 называет в качестве садового дома здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании. Согласно п. 3 ст. 23 данного Федерального закона садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством России. Осуществляется это решением органа местного самоуправления на основании Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом". Все вышеизложенное дает гражданам возможность в случае отказа им органом регистрационного учета в постановке на учет по месту жительства на даче обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица либо с заявлением о признании жилых строений пригодными для постоянного проживания. В обоснование своих требований они могут ссылаться на позицию Конституционного Суда, выраженную в Постановлениях от 14 апреля 2008 г. N 7-П и от 30 июня 2011 г. N 13-П.
2.2. Место пребывания как юридически значимый термин также определяется в ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1. Сюда отнесены: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" под гостиницей понимается средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством РФ. К гостиницам не относятся средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций и (или) религиозных организаций, входящих в их структуру. Положение о классификации гостиниц утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2019 г. N 158, оно устанавливает обязательный порядок классификации гостиниц, регламентирует виды и категории гостиниц, устанавливает требования к категориям гостиниц.
Понятия санатория и дома отдыха не встречаются на сегодняшний день ни в одном нормативном правовом акте. Не действующий с 23 декабря 2019 г. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54599-2011 "Услуги средств размещения" в п. 3.1 под санаторием понимал предприятие, расположенное обычно в курортной местности и предоставляющее комплекс санаторно-оздоровительных и рекреационных услуг с использованием преимущественно природных факторов (климат, минеральные воды, грязи) и физиотерапевтических средств, диеты и режима. Согласно п. 3.4 под центром отдыха понималось предприятие, расположенное в благоприятной природной местности, с инфраструктурой и объектами, способными удовлетворить духовные и иные потребности туристов для содействия поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию физических сил и здоровья.
Понятие дома отдыха между тем упоминается во многих подзаконных нормативных актах, например, в Постановлении Правительства от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме", Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 8 апреля 2003 г. N 34 "О введении в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03", Постановлении Правительства от 16 февраля 2019 г. N 158 "Об утверждении Положения о классификации гостиниц".
Согласно Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 58187-2018 "Туристские услуги. Кемпинги. Общие требования", утв. Приказом Росстандарта от 25 июля 2018 г. и введенному в действие 1 марта 2019 г., кемпинг определяется как огороженная территория с контролируемым доступом для размещения туристов на питчах с предоставлением услуг для комфортного проживания и отдыха туристов.
Медицинская организация или другое подобное учреждение тоже может являться местом пребывания гражданина в контексте комментируемой статьи. Согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под медицинской организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Иным медицинским учреждением в контексте комментируемого Закона можно считать: медицинские организации скорой медицинской помощи и переливания крови, а также медико-санитарную часть.
Местом пребывания гражданина может являться и учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде принудительных работ, согласно п. 7.1 ст. 16 УИК, а также учреждение, исполняющее наказание в виде лишения свободы: колония-поселение, воспитательная колония, лечебное исправительное учреждение, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьма, следственный изолятор (п. 9 ст. 16 УИК).
Однако в аспекте рассмотрения права гражданина на получение ежемесячной денежной выплаты такие места пребывания граждан, как учреждение уголовно-исполнительной системы, медико-санитарная часть, медицинская организация скорой медицинской помощи, кемпинги, а также санатории и гостиницы, практически не могут выступать местом пребывания гражданина.
В качестве места пребывания гражданина в данном случае следует рассматривать жилое помещение, не выступающее местом его постоянного жительства: дом, комнату, или квартиру, отвечающие санитарно-гигиеническим и техническим нормам, не принадлежащие гражданину или членам его семьи на праве собственности, но в которых указанные граждане временно проживают.
Тем не менее Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 провозглашает, что отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства или пребывания не лишает его права на обращение в органы государственной власти, в том числе за получением государственной социальной помощи. Данное законодательное уточнение часто ложится в основу судебных решений.

Пример. Отсутствие у гражданина Б. в собственности жилья и проживание им длительное время на съемной квартире, по мнению Мильковского районного суда Камчатского края, не должно являться основанием для отсутствия у него права зарегистрироваться в Центре занятости населения Мильковского района в качестве безработного, что было отражено в решении Мильковского районного суда Камчатского края от 17 января 2017 г. по делу N 2-11/2017.

2.3. Упомянутый в комментируемой статье термин "фактическое проживание" в законодательстве РФ не раскрывается, но используется повсеместно в практике деятельности общественных учреждений: школьного и дошкольного образования, дополнительного образования детей и подростков, медицинских и социальных учреждениях разного профиля. Например, данный термин часто встречается при заполнении заявлений в учреждениях здравоохранения, образования, органах социальной защиты населения. Также он встречается в образцах некоторых бланков, размещаемых на витринах и стендах образцов в органах власти и учреждениях, предоставляемых для заполнения или составления гражданами граф "адрес прописки" и "адрес проживания". В данном случае, вероятно, имеется в виду адрес регистрации гражданина и адрес его временного пребывания (если таковой факт имеет место в настоящий момент).
Кроме этого, графа "место фактического проживания", "фактический адрес" встречается во многих бланках и формах заявлений, заполняемых гражданами при обращении ими в указанные выше органы в целях соблюдения права гражданина на защиту своих персональных данных.
3. Обстоятельства, влекущие прекращение осуществления рассматриваемой выплаты, достаточно подробно изложены в ст. 6 комментируемого Закона. К ним относятся два типа юридических фактов:
1) события, не зависящие от воли получателя ежемесячной денежной выплаты;
2) действия, зависящие напрямую от действий самих заявителей.
В первую группу включаются: достижение ребенком, на которого назначается пособие, возраста трех лет; смерть ребенка, на которого осуществляется ежемесячная денежная выплата; смерть гражданина - получателя указанной выплаты, либо объявление его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим, либо признание его безвестно отсутствующим; лишение его родительских прав.
Ко второй группе отнесены: переезд гражданина, получающего указанную выплату, на постоянное место жительства в другой субъект РФ, добровольный отказ от получения указанной выплаты, полное использование средств материнского (семейного) капитала.
4. Информация о перемене места жительства (пребывания) гражданина, адреса фактического проживания, а также о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение ежемесячной выплаты на первого или второго ребенка, подлежит доведению до сведения органов, осуществляющих выплату, в месячный срок, то есть в течение 30 дней.
Обращение граждан в органы государственной власти регулируется ст. 2 Федерального закона РФ от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
5. Комментируемая статья устанавливает в качестве основания для наступления ответственности получателей ежемесячной денежной выплаты на первого или второго ребенка предоставление недостоверной или несвоевременной информации о себе, наделяющей их статусом получателей указанных средств.
5.1. Рассмотрим категорию "достоверность информации или сведений". Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в ст. 2 под информацией понимает сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; под предоставлением информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц. Само понятие недостоверности не раскрывается ни в комментируемом Законе, ни в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ.
Недостоверность представленных сведений может быть выявлена органами социальной защиты населения или сотрудниками ПФР различными способами: например, в ходе взаимодействия с другими организациями и получения от них соответствующей информации. Так, налоговые органы передают в органы социальной защиты населения информацию о наличии у граждан в собственности движимого и недвижимого имущества; территориальные подразделения ПФР - о размерах начисляемых пенсий; организации жилищно-коммунального хозяйства - о составе семьи граждан; центры занятости населения - о выплате гражданам, состоящим на учете как безработные, соответствующего пособия.
5.2. Проанализируем категорию "своевременность представления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления указанной выплаты". Норма комментируемого Закона о прекращении ежемесячного пособия на первого или второго ребенка вследствие непредставления или несвоевременного представления сведений, по нашему мнению, является вполне справедливой и направлена на исключение фактов злоупотребления граждан своими правами и незаконного расходования бюджетных средств. Информация о размере доходов членов семьи, сведения о составе семьи, имуществе, находящемся в собственности у граждан, выступают определяющими при назначении рассматриваемой ежемесячной денежной выплаты. Если же в случае каких-либо изменений семья или гражданин теряют статус имеющих право на данную ежемесячную денежную выплату, то ее перечисление прекращается. Комментируемый Закон уточняет, что представление недостоверных данных или несвоевременное представление сведений об изменении обстоятельств, являющихся основанием для возникновения у граждан права на анализируемую выплату, влечет для граждан не приостановление, а прекращение указанной выплаты, а также ответственность.
5.3. Комментируемая статья устанавливает ответственность за предоставление гражданами недостоверной или несвоевременной информации, влияющей на получение рассматриваемой ежемесячной выплаты на первого или второго ребенка, в рамках действующего российского законодательства. Представление заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, сокрытие информации путем умолчания о фактах, влекущих прекращение мер социальной поддержки или влияющих на их размер, выступают объектом уголовно наказуемого преступного деяния, предусмотренного ст. 159.2 УК "Мошенничество при получении выплат". За данные факты предусматривается наказание в виде штрафа либо ограничения (лишения) свободы. При выявлении факта предоставления гражданами подложных документов может ставиться вопрос о привлечении их к ответственности за подделку документов по ст. 327 УК.
Однако урегулировать вопрос о предоставлении недостоверной информации, когда в действиях заявителя отсутствует состав преступления, возможно и не в судебном или административном порядке, а в самом органе, производящем выплату, путем подачи соответствующих, отвечающих действительности, документов. В таком случае суммы, необоснованно полученные гражданами вследствие злоупотребления правом (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право получения выплат), подлежат удержанию в последующих периодах, а при прекращении выплат возмещаются получателем добровольно. Если гражданин откажется это сделать, то органы, производящие выплату, могут обратиться в суд.

Пример 1. Приобретение пенсионеркой статуса индивидуального предпринимателя и несообщение об этом, в результате чего она продолжала получать социальную доплату к пенсии, явилось основанием для признания Никулинским районным судом г. Москвы в решении по гражданскому делу N 2-5360/18. Суд учел, что получение статуса индивидуального предпринимателя существенно увеличило доход пенсионерки и исключило ее из ранга нуждающихся в региональной социальной доплате к пенсии согласно п. 5 Постановления правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", предусматривающего право на получение региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам. Суд признал получение указанных выплат незаконными и взыскал их как излишне выплаченные суммы региональной социальной доплаты к пенсии в пользу Управления социальной защиты населения.

Пример 2. Указание гражданином в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-6 в качестве работодателя Регионального центра сопровождения внутрихозяйственных операций налогового учета и финансовой отчетности подразделения центрального подчинения "Операционный центр" (адрес) и неподтверждение доходов от указанного работодателя в заявлении о назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка было оценено Управлением социальной защиты населения, а затем и Бабушкинским районным судом г. Москвы как недостаточная, а следовательно, недостоверная информация о месте работы истца, препятствующая получению указанной выплаты. Далее судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в Апелляционном определении от 30 января 2020 г. N 33-754/2020 также посчитала, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, а доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК, к отмене судебного постановления. В результате этого апелляционная жалоба истца также не была удовлетворена.

В соответствии со ст. 1102 ГК лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного Кодекса.
В случаях несвоевременного предоставления информации управление социальной защиты населения или ПФР направляет информацию в отношении такого гражданина в правоохранительные органы с целью проведения проверки на предмет наличия состава преступления, предусмотренного ст. 159.2 УК (мошенничество при получении выплат), или правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.27 КоАП (мелкое хищение).
Следует сказать, что органы государственной власти и сотрудники ПФР также несут ответственность за разглашение персональных данных заявителя и за распространение информации о нем. Например, ответственность указанных субъектов может наступить по ст. 13.11 КоАП за нарушение предусмотренного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152 "О персональных данных" лица, виновные в нелегитимном распространении персональных данных, наравне с несением ответственности, должны возместить моральный и материальный вред потерпевшим. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.

Безымянная страница
Реклама:
Меню:
Вопросы - ответы связаные с пенсиями в 2019 году и не только.
Pаздел 1  >> Pаздел 2 >> Pаздел 3
Счетчики:
Также рекомендуем:
Безымянная страница
Пенсионное обеспечение:
Социальные пособия и выплаты:
Прочие вопросы:
Так же вам будет интересна следующая информация:

Политика конфиденциальности
Copyright 2010 Социальные вопросы. All rights reserved.  2021 г.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!