Социальные
вопросы!
Статья 6

Комментарий к статье 6

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает случаи прекращения ежемесячной денежной выплаты гражданам на первого или второго ребенка, а также определяет случаи возобновления указанной выплаты.
Случаи прекращения выплаты на детей обусловлены как событиями, не зависящими от воли получателя денежных средств, так и активными действиями указанных лиц.
К первой категории случаев следует отнести:
- достижение ребенком возраста 3 лет;
- смерть ребенка, с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение указанной выплаты;
- смерть гражданина, получающего указанную выплату;
- объявление гражданина умершим или признание его безвестно отсутствующим;
- лишение гражданина, получающего указанную выплату, родительских прав.
Ко второй категории относятся случаи:
- переезда гражданина, получающего указанную выплату, на постоянное место жительства в другой регион России - в этом случае он может подать заявление повторно уже по новому месту жительства и с учетом прожиточного минимума, установленного в регионе, куда осуществлен переезд;
- отказа от получения указанной выплаты;
- использования средств материнского (семейного) капитала в полном объеме, когда выплата осуществляется за его счет.
Поскольку в регионах РФ дублируется и детализируется порядок назначения и прекращения выплаты на первого или второго ребенка, то считаем необходимым обратить внимание на особенности региональной законодательной практики.
Например, в п. 9 Порядка выплаты ежемесячной денежной выплаты на ребенка, ее приостановления, возобновления и прекращения, утв. Постановлением Правительства Орловской области от 26 ноября 2012 г. N 430, помимо названных в комментируемой статье оснований прекращения ежемесячной выплаты предусмотрены дополнительные основания:
- несоблюдение получателем ежемесячной денежной выплаты условия о превышении размера среднедушевого дохода семьи, установленного для населения Орловской области;
- помещение ребенка на полное государственное обеспечение.
2. Согласно комментируемой статье датой прекращения выплаты в случае достижения ребенком трехлетнего возраста является день, следующий за днем исполнения ребенку 3 лет.
В остальных случаях выплаты прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором:
- назначившие выплату органы исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, и (или) территориальный орган ПФР получили от гражданина заявление об отказе от выплаты;
- назначившие выплату органы исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, и (или) территориальный орган ПФР были извещены об изменении места жительства;
- наступила смерть ребенка или гражданина, получающего на него выплату;
- вступило в законную силу решение суда об объявлении получателя выплаты умершим или о признании его безвестно отсутствующим, а также о лишении его родительских прав.
3. Прием извещения о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты, может осуществляться несколькими способами:
- лично;
- через законного представителя;
- через портал Госуслуг.
Такое заявление гражданина подлежит регистрации в журнале регистрации заявлений граждан в течение одного рабочего дня с момента обращения гражданина в территориальный орган ПФР. Далее формируется и направляется гражданину в форме электронного документа уведомление о получении его заявления (извещения). Территориальный орган ПФР может указать дату представления документов, необходимых для предоставления государственной услуги, если это требуется. Причем законодательство РФ не предусматривает оснований для отказа в предоставлении такой государственной услуги.
Также пп. 29 - 30 Порядка осуществления ежемесячных выплат, утв. Приказом Минтруда от 29 декабря 2017 г. N 889н, предусмотрено, что заявление об отказе от ежемесячной денежной выплаты может быть подано по почте.
Названный Порядок закрепляет следующие обязательные элементы заявления:
- наименование органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориального органа ПФР, в который подается заявление;
- фамилия (в том числе имевшаяся у гражданина при рождении), имя, отчество (при наличии) заявителя;
- дата рождения заявителя;
- сведения о документе, удостоверяющем личность (наименование, серия и номер, кем и когда выдан);
- страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации (при наличии);
- сведения о месте жительства (пребывания) или фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры) на основании записи в документе, удостоверяющем личность, или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства (пребывания) или фактического проживания (если предъявляется не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность);
- контактный телефон;
- информация о ребенке, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, очередность рождения (усыновления), сведения о принадлежности к гражданству);
- сведения о представителе заявителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), контактный телефон), о документе, удостоверяющем его личность (наименование, серия и номер, кем и когда выдан), и документе, подтверждающем полномочия представителя заявителя (наименование, номер, кем и когда выдан).
В качестве даты на заявлении указывается дата заполнения заявления.
4. Комментируемый Закон не предусматривает выплат на ребенка старше трех лет, поэтому с этого возраста выплаты прекращаются. Однако по достижении ребенком трехлетнего возраста он может перейти в статус получателя ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет на основании Указа Президента от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и Постановления Правительства от 31 марта 2020 г. N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении".
5. Переезд гражданина, получающего выплату на ребенка или на нескольких детей, на постоянное место жительства в другой субъект РФ также порождает прекращение выплаты в данном регионе и прекращение правоотношений с органами, выплачивающими ее.
Определяющим фактором для назначения ежемесячной денежной выплаты на первого или второго ребенка в другом регионе будет факт нуждаемости, отвечающий критериям назначения данной ежемесячной выплаты в рамках комментируемого Закона, безотносительно к тому, больше или меньше по размеру будет выплата в новом регионе проживания по отношению к предыдущему. Размер выплаты будет зависеть от размера прожиточного минимума, установленного в конкретном регионе.
Напомним, ч. 2 ст. 1 комментируемого Закона установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка предоставляется, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в данном регионе РФ. Величина прожиточного минимума в данном случае устанавливается в соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествовавшего году обращения за назначением указанной выплаты.
Комментируемый Закон оперирует понятием "постоянное место жительства" гражданина для указания на одно из условий назначения ежемесячного пособия на первого или второго ребенка. Стоит напомнить, что действующее российское законодательство не интерпретирует данный термин. Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в ст. 2 применяет категорию "место жительства". Расширительное толкование комментируемой статьи убеждает нас, что в данном случае законодатель фактически идентифицирует понятия "постоянное проживание" и "постоянная регистрация", подразумевая под постоянным местом жительства место, где гражданин зарегистрирован по месту жительства.
При смене гражданином региона проживания завершаются все его правоотношения с социальными органами и службами по старому месту жительства и возникают новые отношения с указанными органами уже на территории другого субъекта РФ. Поэтому изменяется и размер двукратной величины прожиточного минимума, и место обращения за выплатой.
В случае перемены гражданином места проживания в границах одного региона неизменным останется размер пособия, а адрес обращения за указанной выплатой будет иным.
Факт постоянного проживания на территории конкретного субъекта РФ - это юридический факт, который имеет непосредственное значение на практике и подтверждается как в процедурном порядке, так и в рамках процессуальных действий суда с участием заявителей. При подаче гражданином заявления на выплату ежемесячного пособия совместно с предоставлением документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, например паспорта, где указан адрес регистрации, факт постоянного проживания в стране предполагается как сам собой разумеющийся. Документ, подтверждающий принадлежность лица к гражданству Российской Федерации, является одним из доказательств проживания гражданина на территории России совместно с документом, подтверждающим его регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации по конкретному адресу.
6. Добровольный отказ от получения рассматриваемой выплаты оформляется заявлением. Данное основание предусмотрено в случае получения ежемесячной денежной выплаты на второго ребенка, реализуемой из средств материнского (семейного) капитала. Порядок заполнения заявления и его подачи определен п. п. 29 - 30 Порядка осуществления ежемесячных выплат, утв. Приказом Минтруда от 29 декабря 2017 г. N 889н.
7. Смерть ребенка, на которого производится выплата, порождает прекращение ежемесячной денежной выплаты и ее перечисление. Здесь процедура прекращения указанной выплаты возможна по факту обращения заявителя - родителей ребенка или иных законных представителей. Также прекращение выплаты возможно на основе взаимодействия системы ЕГИССО, территориальных органов ПФР, органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих указанные выплаты, с органами ЗАГС, которые фиксируют в журнале регистрации смертей данные факты.
8. Смерть гражданина, получающего выплату, также выступает фактом для ее прекращения. Согласно ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" биологическая смерть человека констатируется врачом или фельдшером.
В результате смерти гражданина на территории Российской Федерации выдается свидетельство о смерти на основании гл. 8 Федерального закона от 5 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния". Порядок заполнения и выдачи указанного свидетельства определены в письме Минздравсоцразвития от 19 января 2009 г. N 14-6/10/2-178 "О порядке выдачи и заполнения медицинских свидетельств о рождении и смерти".
Подать заявление с указанием факта смерти гражданина в орган, осуществляющий ежемесячную денежную выплату на ребенка, могут либо родственники умершего лица, либо сотрудники органов опеки и попечительства (при отсутствии у ребенка других родственников, кроме умершего).
9. Признание гражданина безвестно отсутствующим или умершим как основание прекращения правоотношений по получению ежемесячной денежной выплаты на ребенка является в России прерогативой суда.
Суд в процессе гражданского судопроизводства при наличии достаточных к тому оснований может признать гражданина умершим или безвестно отсутствующим. В основе решения суда лежит презумпция, предположение о смерти либо безвестном отсутствии человека как биологического существа.
Признание гражданина умершим происходит согласно ст. 45 ГК. Пункт 1 указанной статьи устанавливает право суда объявить гражданина умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение 6 месяцев. В случаях признания гражданина умершим на территории РФ органы записи актов гражданского состояния фиксируют признание гражданина умершим на основе решения суда в книгах актов гражданского состояния.
Признание гражданина безвестно отсутствующим производится судом на основании ст. 42 ГК по заявлению заинтересованных лиц, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем лице началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - 1 января следующего года.
Факт безвестного отсутствия лица, утвержденный решением суда, в органах ЗАГС не регистрируется. Соответственно, данная информация доводится до органов, осуществляющих ежемесячную денежную выплату на ребенка заинтересованными лицами, родственниками указанного лица, органами опеки и попечительства, занимающимися решением вопроса о дальнейшей жизни ребенка (проживании, воспитании, содержании) в процессе утверждения опекуна ребенка (согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"), либо судом в рамках межведомственного взаимодействия.
В случае если ребенок не помещается на полное государственное обеспечение, а ему назначается опекун, то право на получение ежемесячной денежной выплаты будет иметь опекун ребенка согласно ст. 1 комментируемого Закона.
10. Лишение гражданина родительских прав производится судом на основании ст. 69 СК в следующих случаях:
- уклонения родителей от воспитания детей или уплаты алиментов на них;
- отказа без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской или социальной организации;
- злоупотребления своими родительскими правами;
- жестокого обращения с детьми;
- наличия у них хронического алкоголизма или наркомании;
- совершения ими умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.
Лишение родительских прав предполагает потерю связи с ребенком и снятие обязанности по содержанию ребенка, переложение данной обязанности на другое лицо. В связи с этим право на получение ежемесячной денежной выплаты у родителя, лишенного родительских прав, прекращается и возникает у другого лица.
11. Статья 1 настоящего Федерального закона предусматривает возможность получения ежемесячной денежной выплаты усыновителем ребенка. Однако в тексте комментируемой статьи не названо основание прекращения ежемесячной денежной выплаты на первого или второго ребенка по факту отмены усыновления.
Прекращение данных правоотношений проистекает из аналогии закона, то есть подлежат применению нормы ст. 140 СК о правовых последствиях отмены усыновления - потери связи между усыновителями и усыновленными детьми, в результате чего усыновитель и теряет право на получение ежемесячной денежной выплаты на первого или второго ребенка, предусмотренное комментируемой статьей.
Не всегда факт отмены усыновления проистекает из неблагополучия семьи или аморального образа жизни усыновителя, нередко такой причиной служит болезнь или не поддающееся воспитательной коррекции поведение усыновленного ребенка.

Пример. Основанием для отмены усыновления стали многолетние попытки граждан Н., направленные на обеспечение полноценной жизни усыновленного ими ребенка, его многолетнее лечение от шизофрении (личностно-мотивационные, эмоционально-волевые расстройства, связанные с имеющимся у него хроническим нарушением психической деятельности в виде шизофрении с нарушением способности к полноценному межличностному взаимодействию, эмоциональной холодностью, выхолощенностью мышления, неуправляемостью поведения, агрессивностью, жестокостью, мстительностью, отсутствием эмпатии, пренебрежением к общепринятым морально-этическим нормам с активным противодействием попыткам коррекции, социализации), попытки подавления его агрессии к окружающим, не приведшие к положительному результату, отчаяние усыновителей, напряженная обстановка в семье и угроза для других детей в семье (см. решение Савеловского районного суда города Москвы, вынесенное в закрытом судебном заседании, по гражданскому делу N 2-433/19).

Указанная ежемесячная денежная выплата прекращается в отношении бывшего усыновителя, но она может производиться опекуну ребенка, если таковой назначается согласно ст. 146 СК.
Если же ребенок помещается на полное государственное обеспечение в случае отмены усыновления и возвращения его в казенное учреждение, то данная выплата не производится никому. Однако такое основание, как перевод ребенка на полное государственное обеспечение, влекущий прекращение ежемесячной денежной выплаты, в комментируемой статье не названо. Оно упоминается в ч. 10 ст. 2 комментируемого Закона и п. 27 Порядка осуществления ежемесячных выплат, утв. Приказом Минтруда от 29 декабря 2017 г. N 889н.
12. В случае использования средств материнского (семейного) капитала в полном объеме ежемесячная денежная выплата, перечисляемая в связи с рождением или усыновлением второго ребенка, также прекращается.
В п. 33 Порядка осуществления ежемесячных выплат, утв. Приказом Минтруда от 29 декабря 2017 г. N 889н, уточняется, что в случае, если фактический остаток средств материнского (семейного) капитала меньше размера ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка, то данная выплата осуществляется в размере фактического остатка средств материнского (семейного) капитала на текущий месяц.
Напомним, что такая выплата, как материнский (семейный) капитал, была учреждена ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Государство пошло по пути либерализации законодательства о материнском (семейном) капитале, допустив возможность его выдачи семьям, в которых ребенок имеет российское гражданство и был рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2007 г.
Как отметил в 2010 г. Верховный Суд РФ, даже в случае смерти второго ребенка (в том числе на первой неделе жизни) у матери возникает право на получение сертификата на материнский капитал (см. Определение Верховного Суда РФ от 17 июня 2010 г. N 51-В10-9).
Государством в течение длительного времени расширялся спектр направлений реализации материнского капитала путем принятия законов о возможности его использования, см., например:
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии";
- Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 348-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
- Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
На сегодняшний момент формы реализации материнского (семейного) капитала весьма широки. Граждане, имеющие на руках сертификат, вправе использовать денежные средства полностью либо частично в целях:
- улучшения жилищных условий;
- образования ребенка (детей);
- формирования накопительной пенсии матери;
- приобретения товаров и услуг, необходимых для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
- получения ежемесячной выплаты на второго рожденного (усыновленного) ребенка.
В целом программа материнского (семейного) капитала положительно оценивается юристами, сотрудниками органов власти и социальных организаций, а также рядовыми гражданами и находится на достойном месте в "системе мер стабилизации демографической ситуации в Российской Федерации" <15>. Однако исследования некоторых ученых, например С.В. Мазуренко, произведенные на основе статистической информации, свидетельствуют о том, что размер материнского капитала не оказывает существенно значимого влияния на рождаемость граждан <16>.
--------------------------------
<15> См.: Еремина О.Ю. Правовое регулирование материнского капитала: практика применения и перспектива развития // Журнал российского права. 2018. N 5. С. 125 - 126.
<16> См.: Мазуренко С.В. Влияние материнского капитала на демографические показатели в Российской Федерации в г. Севастополе // Крымский научный вестник. 2019. N 4. С. 43.

Общественные организации продолжают выдвигать законодательные инициативы в области распоряжения средствами материнского капитала. Так, общественным проектом "Аист на крыше" предложено переложить основной объем государственной поддержки со второго на третьего ребенка в семье; расширить перечень направлений использования данных целевых средств, предоставив семьям право разместить средства капитала на депозитном счете в банке с возможностью распоряжения исключительно процентами, с возможностью реализовать средства самого материнского капитала лишь по направлениям, предусмотренным законом; потратить средства на покупку автомобиля отечественного производства; направить их на лечение матери или ребенка <17>.
--------------------------------
<17> "Аист на крыше" предложил новый вариант программы материнского капитала. URL: https://ria.ru/society/20170615/1496548846.html (дата обращения: 01.10.2020).

13. Следует отметить, что перечень изложенных в комментируемой статье оснований для прекращения ежемесячной денежной выплаты на ребенка исчерпывающий. Однако на практике имеют место обстоятельства, которые также влекут прекращение указанной выплаты гражданам.
Например, таковым является выяснение факта увеличения среднедушевого доход семьи и превышение двукратной величины прожиточного минимума в регионе. Такое основание содержится в ст. 1 комментируемого Закона. Предусмотрено не только прекращение указанной выплаты, но и решение вопроса о привлечении лица к ответственности за незаконное получение от государства денежных средств. Между тем бывают случаи, когда при детальном рассмотрении конкретной ситуации обнаруживается пробел в действующем законодательстве и, соответственно, в правоприменительной практике.

Пример. Отсутствие как в комментируемом Законе, так и в Порядке осуществления ежемесячных выплат, утв. Приказом Минтруда от 29 декабря 2017 г. N 889н, четкого указания, подлежат ли учету при расчете среднедушевого дохода членов семьи отдельно проживающие дети одного из супругов, а также возможность (либо невозможность) учета уплаченных на этих детей алиментов, выявленные в ходе рассмотрения дела по исковому заявлению гражданки А. Павловским районным судом Алтайского края, явились основанием для вынесения судом решения о признании незаконным распоряжения Управления социальной защиты населения по Павловскому району Алтайского края от 6 июля 2018 г. о прекращении выплаты А. ежемесячного пособия на ребенка на основании норм настоящего Федерального закона.
В данном случае суд посчитал незаконным прекращение выплаты ежемесячного денежного пособия на ребенка вследствие самостоятельно инициированного перерасчета среднедушевого дохода семьи гражданки А. Управлением социальной защиты, в результате чего алименты были включены в среднедушевой доход семьи, а отдельно проживающий ребенок супруга от первого брака не был учтен (см. решение Павловского районного суда Алтайского края от 8 мая 2020 г. по гражданскому делу N 2-508/2018).

Если бы выяснилось, что доходы семьи вне рассмотрения вопроса об алиментах и отдельно проживающих детях реально превысили двукратную величину прожиточного минимума, то по данному основанию органы, осуществляющие выплату, могли бы ее законно прекратить.
14. Возобновление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка также может быть обусловлено как не зависящими от получателя данных средств причинами (отмена решения суда об объявлении гражданина, получающего указанную выплату, умершим, или о признании его безвестно отсутствующим, или о лишении его родительских прав), так и его инициативой (подача заявления о возобновлении указанной выплаты гражданином, отказавшимся от ее получения).
В регионах имеет место практика законодательной детализации и дополнения федеральных норм в области социального обеспечения, в том числе по направлению установления действующих на конкретной территории социальных льгот. Не составила исключение и процедура возобновления ежемесячной выплаты на первого или второго ребенка.
Например, в п. 11 Порядка выплаты ежемесячной денежной выплаты на ребенка, ее приостановления, возобновления и прекращения, утв. Постановлением Правительства Орловской области от 26 ноября 2012 г. N 430, также основаниями для возобновления выплаты названы:
- снятие ребенка с полного государственного обеспечения;
- повторное обращение получателя, выплата которому была прекращена вследствие отсутствия очередного своевременного документального подтверждения сведений о составе семьи и доходах членов семьи, включенных в ее состав, дающих право на ежемесячную денежную выплату на ребенка.
Возобновление выплаты вследствие отмены решения суда об объявлении гражданина, получающего указанную выплату, умершим, или о признании его безвестно отсутствующим, или о лишении его родительских прав происходит не непосредственно, а при соблюдении процедурного и процессуального порядка. Сначала суд выносит решение о соответствующем факте, например об отмене решения о лишении родительских прав, далее должны быть реально возобновлены полноценные детско-родительские отношения (совместное проживание, должный уход за ребенком и включенность родителя в процесс его воспитания). Затем органы опеки и попечительства осуществляют контроль над данным процессом. Параллельно с этим, приведя в соответствие все документы и подготовив справки о составе семьи и всю предусмотренную комментируемым Законом информацию о получателе, ребенке и семье, гражданин может обратиться с заявлением в орган, осуществляющий выплату.
Материальные нормы о восстановлении в родительских правах в России определены в ст. 72 СК, где главным условием для вынесения судом подобного решения названо условие изменения родителями своего поведения, образа жизни и (или) отношения к воспитанию ребенка. В рассмотрении данной категории дел принимают участие органы опеки и попечительства, а также прокурор. Здесь же может рассматриваться вопрос о возврате ребенка родителям (одному из них). Соответствующие разъяснения по рассмотрению данной категории дел изложены в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей". Процессуальный порядок рассмотрения указанной категории дел закреплен в нормах ГПК.
В рамках межведомственного взаимодействия правоохранительных органов и органов государственной власти органы опеки и попечительства уведомляются о принятых судебных решениях об отмене лишения родительских прав, об отмене ограничения родительских прав. Однако это автоматически не наделяет гражданина статусом получателя ежемесячной денежной выплаты на ребенка и не влечет непосредственной выплаты. Лишь подача заявления о возобновлении указанной выплаты гражданином, отказавшимся от ее получения или лишенного права на нее, влечет возобновление рассматриваемой выплаты. Представляется, что в связи с указанным лицо, которое имеет право на возобновление ежемесячной денежной выплаты на ребенка, обязано своевременно извещать органы социальной защиты или территориальное подразделение ПФР о наступлении обстоятельств, влекущих возобновление права на выплату указанного пособия.

Безымянная страница
Реклама:

Меню:
Вопросы - ответы связаные с пенсиями в 2019 году и не только.
Pаздел 1  >> Pаздел 2 >> Pаздел 3
Счетчики:
Также рекомендуем:
Безымянная страница
Пенсионное обеспечение:
Социальные пособия и выплаты:
Прочие вопросы:
Так же вам будет интересна следующая информация:

Политика конфиденциальности
Copyright 2010 Социальные вопросы. All rights reserved.  2021 г.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!