Социальные
вопросы!
Статья 6.1

Комментарий к статье 6.1

1. Комментируемая статья устанавливает обязательный порядок размещения информации о назначении и об осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО). Причем такая обязанность ведения учета обращений и выплат предусматривается лишь в отношении ежемесячной денежной выплаты на первого ребенка. Это обусловлено тем, что данные денежные средства поступают гражданам напрямую из бюджета Российской Федерации через органы социальной защиты населения. На второго ребенка указанная выплата осуществляется из средств материнского (семейного) капитала, поэтому информация по средствам из материнского (семейного) капитала в ЕГИССО размещается в рамках других видов социального обеспечения. Наполнением системы ЕГИССО занимается ПФР, а также другие социально ориентированные органы.
2. Существование Единой государственной информационной системы социального обеспечения обусловлено внесением в ФЗ "О государственной социальной помощи" изменений в 2017 году.
Параллельно с этим было принято Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2017 г. N 181 "О Единой государственной информационной системе социального обеспечения" (вместе с Положением о Единой государственной информационной системе социального обеспечения и Порядком предоставления информации в Единую государственную информационную систему социального обеспечения).
ЕГИССО является информационной системой, позволяющей получать гражданам и органам власти актуальную информацию о мерах социальной поддержки, оказываемых из бюджетов всех уровней. Указанная система представлена государственным порталом, состоящим из разделов: кабинет поставщика информации, кабинет органа, назначающего меры социальной поддержки, кабинет аналитика, личный кабинет гражданина, новости, сервисы для граждан. В разделе "Сервисы для граждан" можно воспользоваться социальным калькулятором, личным кабинетом получателя социальных услуг. В разделе "Сервисы для поставщиков и потребителей информации" размещены: кабинет поставщика информации, кабинет аналитика, кабинет органа, назначающего меры социальной поддержки.
ФЗ "О государственной социальной помощи" определяет понятие данной системы, ее цели и задачи, состав информации, размещаемой в информационной системе. Пункт 8 статьи 6.9 устанавливает, что положение об информационной системе утверждается Правительством РФ и должно содержать порядок обработки информации, подлежащей размещению в информационной системе, порядок предоставления доступа к сведениям информационной системы, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг, и иные положения, определяющие использование информационной системы.
Общая идея ЕГИССО как интегрированной системы социальной информации заключается в позиционировании ее как средства совершенствования и унификации действий по размещению информации, влияющих на порядок реализации большого количества оказываемых населению мер социальной защиты, обслуживания разнообразных категорий получателей, а также как способа повышения адресности социальных выплат. В международной практике государств подобная идея и система именуются "социальным казначейством" - "системой управления государственными расходами на социальную защиту населения" <18>.
--------------------------------
<18> См.: Феоктистова О.А., Андреева Е.И., Бычков Д.Г. Социальное казначейство: модель на основе интегрированного реестра // Иннов: электронный научный журнал. 2017. N 4.

Однако значительное число ученых и практиков (например, Е.И. Андреева, Д.Г. Бычков, Э.М. Филиппова, Т.В. Фокина) <19> считают, что данная система охватывает не все виды социальной помощи и не всех субъектов, нуждающихся в социальной помощи <20>, как, например, в Беларуси (где подобный проект возник в 2011 году <21>) или в других государствах. Непосредственно в Республике Беларусь указанная информационная система охватывает все меры социальной защиты своих граждан. Аналогичная система существует и в Грузии ("Система управления социальной информацией" (SIMS)).
--------------------------------
<19> См.: Феоктистова О.А., Андреева Е.И., Фокина Т.В. Зарубежный опыт использования "единого реестра получателей социальной помощи" и перспективы создания такого реестра в России // Международный бухгалтерский учет. 2016. N 2; Феоктистова О.А., Андреева Е.И., Бычков Д.Г. Социальное казначейство: модель на основе интегрированного реестра // Иннов: электронный научный журнал. 2017. N 4.
<20> См.: Феоктистова Э.М. Единая государственная информационная система социального обеспечения: проблемы правового регулирования // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2019. N. 12. С. 140.
<21> Ввод в эксплуатацию единой государственной информационной системы соцзащиты завершается 1 июля // Издательский дом "Беларусь сегодня". URL: https://www.sb.by/articles/vvod-v-ekspluatatsiyu-edinoy-gosudarstvennoy-informatsionnoy-sistemy-sotszashchity-zavershaetsya-1-iyulya.html (дата обращения: 01.10.2020).

Интеграционная система социального обеспечения Австралии располагает возможностью доступа к персональным данным практически всех граждан этой страны. Не вникая в особенности защиты персональных данных граждан, отметим, что положительным моментом здесь выступает то, что административный сегмент данной системы производит мониторинг населения и выборку нуждающихся в отдельных мерах социального обеспечения граждан в течение всего периода их жизни, подбирая и реализуя для них целевой набор услуг. Информационная система социального обеспечения Австралии также отслеживает и изменение обстоятельств, порождающих или прекращающих право граждан на те или иные виды социальной поддержки <22>.
--------------------------------
<22> См.: Феоктистова О.А., Андреева Е.И., Фокина Т.В. Зарубежный опыт использования "Единого реестра получателей социальной помощи" и перспективы создания такого реестра в России // Международный бухгалтерский учет. 2016. N 2. С. 4.

Некоторые страны (Бразилия, Чили, Турция) включают в такую систему сведения не только о получателях мер социальной поддержки, но и о получателях социальных услуг, затрагивая сферы образования и здравоохранения. В этих странах критерий нуждаемости определяется не только в рамках социальных выплат, но и при реализации иных социальных услуг. Однако каждая из названных стран имеет свою уникальную информационную систему, по-разному интегрируемую в государственные и общественные структуры. Так, информационная система Бразилии располагает данными не обо всех гражданах, а только о малоимущих. Чилийская система выступает частью виртуальной консолидированной модели, обеспечивающей функциональную совместимость баз данных, находящихся в ведении различных государственных структур. Бельгийскую систему социальной интеграции возглавляет Банк социальных выплат: информация, собираемая разными органами социальной направленности, автоматически дублируется в данной системе. Существующая система Индонезии имеет серьезные недостатки, поскольку она не содержит общего уникального идентификатора получателей помощи. Выходом из сложившейся ситуации послужило объединение ее с базой данных МВД по паспортным данным. Но в целом полноценной интеграции данных так и не получилось. Кроме этого, обработка сведений осуществляется вручную, межведомственное взаимодействие социальных органов не налажено, информация эта хранится на центральном сервере, а удаленный доступ к ним не предоставляется.
Интерпретация зарубежной практики рассматриваемых систем свидетельствует о более успешном стиле их ведения в случае "децентрализованного метода функционирования данной системы (в Бразилии, Чили, Турции, Бельгии) параллельно с централизованным управлением данной системой, в том числе при централизации функции по верификации данных и выбору критерия нуждаемости. Обмен консолидированными данными с децентрализованными уровнями управления происходит в режиме удаленного доступа по защищенным каналам связи" <23>. Вся текущая работа ложится на органы местного самоуправления, которые наилучшим образом оказываются осведомлены о нуждающихся лицах в той или иной социальной услуге. Практика работы аналогичных систем социальной информации Аргентины, Чили и Индонезии доказывает справедливость независимого функционирования координационно-управленческого блока всей системы от администрирования конкретных программ социальной поддержки (независимый орган социальной направленности в структуре государственной власти, правомочный обеспечивать баланс интересов участников данных правоотношений).
--------------------------------
<23> Феоктистова О.А., Андреева Е.И., Фокина Т.В. Зарубежный опыт использования "Единого реестра получателей социальной помощи" и перспективы создания такого реестра в России // Международный бухгалтерский учет. 2016. N 2. С. 4.

Весьма близка по структуре и функционированию к российской интегрированной системе информационная система социальной помощи в Турции (ISAS) <24>. Цели создания информационной системы социальной помощи как в Турции, так и в России многогранны: исключить мошенничество, неправомерные действия граждан, коррупцию в сфере социального обеспечения, ускорить процесс получения денежных средств гражданами. Система должна поддерживать на высоком уровне качество попадающей в нее информации. Информация должна быть, с одной стороны, достоверной, точной, идентичной, обновляемой, а с другой стороны, надежно защищенной от недобросовестного использования третьих лиц и самих сотрудников системы.
--------------------------------
<24> См.: Феоктистова О.А., Андреева Е.И., Фокина Т.В. Зарубежный опыт использования "Единого реестра получателей социальной помощи" и перспективы создания такого реестра в России // Международный бухгалтерский учет. 2016. N 2. С. 5.

3. В составе информационной системы ЕГИССО формируется классификатор мер социальной защиты (поддержки), являющийся базовым государственным информационным ресурсом. Порядок образования классификатора и его функционирования, а также применения его заинтересованными лицами утверждается специализированным федеральным органом исполнительной власти в сфере труда и социальной защиты населения. В настоящее время действует Приказ Минтруда от 30 июня 2017 г. N 542н "Об утверждении Порядка формирования классификатора мер социальной защиты (поддержки), его актуализации и использования участниками информационного взаимодействия при размещении информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения".
4. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляется довольно большим кругом субъектов (хотя и неполным, с нашей точки зрения). Порядок размещения данной информации определяется Постановлением правления ПФР от 28 мая 2019 г. N 299п "Об утверждении регламента информационного взаимодействия поставщиков и потребителей информации с Единой государственной информационной системой социального обеспечения".
Непосредственными поставщиками информации в ЕГИССО, в частности по вопросам получения ежемесячной денежной выплаты гражданам на первого рожденного (усыновленного ребенка), являются органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды, организации, находящиеся в ведении органов государственной власти.
Следует отметить, что при интеграции данных системы ЕГИССО не обязательно происходит слияние нескольких баз данных в одну. Существующие информационные технологии позволяют производить перекрестные проверки информации о праве на помощь путем сравнения списков получателей различных мер социальной помощи со списками и базами данных различных организаций, ведомств и служб. Например, при получении ежемесячного пособия на ребенка данная система позволяет отследить гражданина в списках налогоплательщиков, в списках индивидуальных предпринимателей. Состав семьи заявителя можно проверить по базе данных из отделений ЗАГС, жилищных управляющих кампаний и ТСЖ. Информация о наличии автотранспортных средств и жилья в собственности проверяется в базах данных налоговых органов, ГИБДД и Росимущества.
Ряд ученых (М.Г. Седельникова, А.А. Пузырева <25>) озабочены тем, что нередко субъектами - получателями ежемесячного пособия на ребенка становятся предприниматели, не имеющие фактически на это права, что приводит к бюджетным потерям. Так, в соответствии с Перечнем документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением ребенка, установленным Приказом Минтруда от 29 декабря 2017 г. N 889н, в качестве документа, подтверждающего сведения о доходах членов семьи, представляется справка с места работы (службы, учебы) либо иной документ о доходе каждого члена семьи (подп. "а" п. 5 Перечня). Индивидуальные предприниматели от своего лица составляют справки о сумме доходов за соответствующий период, подтвердить или опровергнуть достоверность которых невозможно. В данном случае, на наш взгляд, следует рассчитывать на добросовестность субъектов предпринимательской деятельности и помнить, что защита прав ребенка и его интересов является приоритетом для России как для социального государства.
--------------------------------
<25> См.: Седельникова М.Г., Пузырева А.А. О некоторых проблемах межведомственного взаимодействия при назначении социально-обеспечительных выплат // Сибирское юридическое обозрение. 2019. N 3. Т. 16. С. 309.

5. Информационная система содержит в себе следующую информацию:
1) сведения о личных данных заявителя, имеющего право на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, членов семьи и ребенка. Это фамилия, имя, отчество гражданина, фамилия, которая была у него при рождении; пол; дата рождения; место рождения; сведения о гражданстве; данные паспорта (иного документа, удостоверяющего личность); данные свидетельства о рождении; адрес места жительства (места пребывания, фактического проживания); страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования; контактный телефон;
2) сведения, являющиеся в совокупности обстоятельствами и состояниями, наделяющими граждан статусом нуждающихся в получении социальной помощи. Это сведения о любых вознаграждениях, особенно в связи с осуществлением трудовой деятельности; о периодах трудовой деятельности и (или) иной деятельности; об аналогичных периодах, включаемых в страховой стаж для назначения страховой пенсии, в том числе периодах трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и иных периодах, засчитываемых в страховой стаж; о сумме назначенной страховой пенсии, накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению; об основаниях пребывания или проживания в Российской Федерации;
3) сведения о законных представителях ребенка и фактах лишения, ограничения родительских прав, восстановления в данных правах или отмене ограничения, отобрании ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, об ограничении дееспособности гражданина или о признании гражданина недееспособным;
4) информация о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета; персонифицированные сведения о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Здесь указываются сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях, предоставляющих меры такой поддержки; о федеральных законах и иных нормативных правовых актах, на основе которых осуществляется предоставление мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат; о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи в натуральной форме либо денежном выражении и иные сведения.
Постановлением Правительства РФ от 4 августа 2020 г. N 1182 были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2017 г. N 181, в результате чего в состав ЕГИССО включаются также сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицах, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, имеющих право на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат.
Анализируя структуру вносимой в ЕГИССО информации, следует отметить, что в качестве единого идентификатора в ЕГИССО используется СНИЛС, который оказывается менее универсальным, чем, например, ИНН. Сегодня в России присвоение СНИЛС является обязательным только при приеме на работу (хотя возможно получить его и новорожденному ребенку). Соответственно, остается открытым вопрос о регистрации в ЕГИССО таких получателей мер социальной поддержки, как дети, военнослужащие и неработающие граждане.
6. Комментируемая статья не упоминает об ответственности за работу с персональными данными граждан в отношении лиц, осуществляющих наполнение информационной базы данных, при работе с ними и передаче указанной информации социальным службам. Между тем следует рассмотреть вопрос о соблюдении конфиденциальности и безопасности использования сотрудниками социальных служб указанной информации. Ответственность лиц, работающих с персональными данными граждан, а также со сведениями, составляющими семейную тайну (акты усыновления), банковскую тайну (получение кредита гражданином, уплата им кредитных платежей, использование средств материнского (семейного) капитала в рамках ипотеки), устанавливается довольно внушительным объемом правовых норм.
В первую очередь это Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", который устанавливает ответственность должностных лиц, которым стала известна информация о лицах в рамках их служебной деятельности, то есть любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в ст. 17 определяет, что незаконное распространение информации предполагает для виновного дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в суд за защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.
КоАП в ст. 13.11 описывает состав правонарушения, выражающийся в нелегитимном распространении или использовании персональных данных лица.
УК в ст. 137 "Нарушение неприкосновенности частной жизни" устанавливает уголовную ответственность за разглашение информации о частной жизни лица.
7. Любой гражданин, обращающийся за социальной помощью, имеет право сделать запрос в ПФР о сведениях, включающих данные о себе и своей семье, содержащихся в рассматриваемой базе.
Административный регламент предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по информированию граждан о сведениях о них в федеральной государственной информационной системе "Единая государственная информационная система социального обеспечения", утв. Постановлением Правления ПФР от 10 декабря 2019 г. N 682п, содержит Приложение N 1 - запрос гражданина о предоставлении сведений, содержащихся о нем в федеральной государственной информационной системе ЕГИССО.

Безымянная страница
Реклама:
Меню:
Вопросы - ответы связаные с пенсиями в 2019 году и не только.
Pаздел 1  >> Pаздел 2 >> Pаздел 3
Счетчики:
Также рекомендуем:
Безымянная страница
Пенсионное обеспечение:
Социальные пособия и выплаты:
Прочие вопросы:
Так же вам будет интересна следующая информация:

Политика конфиденциальности
Copyright 2010 Социальные вопросы. All rights reserved.  2021 г.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!