Вопрос-ответ
180979. Я капитан, 10 лет выслуги, подпадаю под сокращение. Есть ли у меня право на обеспечение жильем? Закончил ВТУ ЖДВ России в 2003 г.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, в частности, обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей.
Однако в соответствии с названной нормой Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане Российской Федерации, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Однако в настоящее время нормативный правовой акт, регламентирующий порядок реализации названной нормы, не принят, в связи с чем реализация данного права затруднена. Более подробно см.: Акчурин З.Х. Особенности правового регулирования предоставления жилых помещений в собственность отдельным категориям военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 7. С. 83-86, Его же. Практика применения военными судами законодательства о жилищном обеспечении военнослужащих при увольнении с военной службы // Там же. 2008. N 4. С. 42-51. Его же. Право на жилищное обеспечение военнослужащих, признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, при увольнении с нее // Там же. N 10. С. 60-71.
На практике Вам необходимо, после того как Вы напишете рапорт на увольнение в связи с ОШМ и он будет положительно рассмотрен (в частности, Вас не назначат без Вашего согласия на равную должность), подать рапорт в жилищную комиссию о постановке на учет нуждающихся по месту прохождения военной службы (при Вашем желании - по избранному месту жительства) как увольняемому в связи с ОШМ и имеющему выслугу более 10 лет, а также о признании имеющим право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Если Вас признают нуждающимся, в листе беседы перед увольнением выражаете свое волеизъявление быть обеспеченным жилым помещением по установленным нормам.
Также при условии признания Вас нуждающимся Вы можете выразить желание решить свой жилищный вопрос посредством получения ГЖС.
130366. Проходил военную службу офицером Вооруженных Сил Российской Федерации в Прибалтике до 16 августа 1993 г. Попадаю ли под действие Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан..." от 21 января 1993 г. N 4328-I?Если попадаю, то куда обратиться за подтверждением льгот, т.к. в личном деле отметки (штампа) о правах на льготы не имеется?
Вы попадаете под действие Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан..." от 21 января 1993 г. N 4328-I.
Работа по социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляется:
- военными комиссариатами районов и городов (без районного деления);
- военными комиссариатами субъектов Российской Федерации;
- финансово-экономическими управлениями военных округов (Балтийского флота).
Общее руководство работой по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию военнослужащих и членов их семей осуществляет Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации.
В связи с вышесказанным, предлагаем Вам с вопросом о предоставлении социальных гарантий, прежде всего, обратиться в соответствующую инстанцию военного комиссариата.
111001. В статье А.И. Землина "Актуальные социально-правовые аспекты государственной политики в области материального обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", опубликованной в Российском военно-правовом сборнике N 7, автор ссылается на пояснительную записку к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" Где можно ознакомиться с подлинником в части, касающейся изложенного в статье?
С текстом пояснительной записки к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" можно ознакомиться в справочно-правовой системе "Гарант".
081954. С введением новой системы оплаты труда гражданского персонала воинских частей будут ли изменяться индивидуальные трудовые договоры?
В соответствии с Рекомендациями по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме (далее - Рекомендации), утвержденными Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2008 г. N 424н, разработанными в целях оказания методической помощи федеральным бюджетным учреждениям (далее - учреждение, работодатель) по заключению трудового договора и дополнительного соглашения к трудовому договору с работником об изменении условий оплаты труда в связи с переходом на новую систему оплаты труда, предусмотренную Постановлением Правительства Российской Федерации "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" от 5 августа 2008 г. N 583, о предстоящих изменениях обязательных условий трудового договора в связи с введением новых систем оплаты труда в учреждении работники должны быть уведомлены в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.
С учетом установленного Правительством Российской Федерации срока введения новых систем оплаты труда трудовые договоры с работниками учреждения или дополнительные соглашения к ним рекомендуется оформить не позднее 1 декабря 2008 г.
Трудовой договор или дополнительное соглашение к трудовому договору заключаются в письменной форме, составляются в двух экземплярах, которые подписываются сторонами.
Примерная форма трудового договора и дополнительного соглашения к трудовому договору приведены в приложениях N 1 и 2 соответственно к вышеназванным Рекомендациям.
Один экземпляр трудового договора или дополнительного соглашения к трудовому договору передается работнику, второй - хранится в кадровой службе работодателя. При этом, получение работником экземпляра трудового договора или дополнительного соглашения к трудовому договору должно подтверждаться подписью работника на всех экземплярах.
108108. Если военнослужащий по контракту изъявил желание провести основной отпуск за пределами Российской Федерации (например, в Турции или Европе), возможно ли осуществить эту поездку по ВПД? Возможно ли выписать ВПД для выезда (вылета) в другую страну?
В Руководстве по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 г. N 200 (далее - Руководство), и других нормативных правовых актах, касающихся проезда по ВПД, нет ограничений относительно расстояния или места осуществления поездки.
В соответствии с п. 2 Руководства воинские перевозочные документы выдаются военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим на это право, на проезд и перевоз личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования.
Согласно п. 3 Руководства требования (формы 1) могут выдаваться для проезда к месту использования отпуска и обратно по маршруту, отличающемуся от кратчайшего. При этом, разница в стоимости проезда оплачивается военнослужащими и членами их семей в кассу воинской части как восстановление кассового расхода с последующим перечислением денежных средств распорядителю бюджетных средств, который в централизованном порядке производит расчеты с транспортными организациями.
В соответствии с п. 82 Руководства оформление воинских проездных документов, проезд, расчеты по неиспользованным или частично использованным воинским проездным документам производятся в соответствии с правилами перевозок пассажиров, действующими на соответствующих видах транспорта.
Таким образом, "выписать" ВПД для поездки в другую страну (за границу) возможно, для этого нет никаких ограничений. Однако на практике авиакомпании не принимают ВПД для оплаты перелета в страны дальнего зарубежья (не СНГ). Кроме того, ВСК-ТУР также не работает с ВПД. Реально придется приобрести через ВСК-ТУР путевку, в которую входит стоимость перелета, с последующей компенсацией оплаты проезда.
345346. Майор запаса, выслуга - 26 лет, уволен по состоянию здоровья. Имею ли я право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным транспортом и обратно в санаторно-курортное учреждение Министерства обороны Российской Федерации, если я приобрел путевку в санаторий Министерства обороны Российской Федерации на месте отдыха за наличный расчет сроком на одни сутки. ВКО отказало, ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2001 г. N N 309, в соответствии с которым продолжительность санаторно-курортного лечения должна составлять от 14 до 24 дней.
Согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
Как следует из указанного выше, право на проезд в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом предоставляется вне зависимости от каких-либо обстоятельств, а именно срока нахождения в санаторно-курортном и оздоровительном учреждении. Данное право предоставляется один раз в год.
В то же время из анализа Порядка санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 октября 2007 г. N 430, следует, что Вы должны были пройти санаторно-отборочную комиссию при военном комиссариате, на основании заключения которой получить путевку. По-видимому, именно тем, что Вы не соблюли указанный Порядок, обусловливается отказ военного комиссариата.
Вы имеете право оспорить отказ военного комиссариата в оплате проезда в суде.
111111. Мой сын окончил военную академию ВКО в России. Сейчас он служит в армии Таджикистана. Можно ли сыну служить в Вооруженных Силах Российской Федерации? Он является гражданином Российской Федерации. Какие социальные гарантии предусмотрены российским военнослужащим?
Ваш сын имеет право на поступление на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации. Для этого он должен будет заключить контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.
Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
Порядок прохождения военной службы регламентирован Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.
Права, обязанности, ответственность и социальные гарантии военнослужащих регламентированы Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
021008. Уважаемая редакция! Хотелось бы узнать Ваше мнение. После прочтения абз. 2 п. 1 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы и прочтения комментария к этой норме у меня сложилось мнение, что в данной правовой норме удачней было бы слово "одной" заменить словом "каждой" или слово "одной" исключить.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, основной отпуск предоставляется ежегодно на основании приказа командира воинской части. По их просьбе основной отпуск может быть предоставлен им по частям. При этом продолжительность одной части не может быть менее 15 суток.
Формулировка "продолжительность одной части не может быть менее 15 суток" в данной норме употребляется в значении "продолжительность каждой части не может быть менее 15 суток" (в противном случае данное выражение не имело бы смысла).
120671. Могу ли я требовать в судебном порядке от воинской части арендовать для проживания мне или моей семье жилое помещение, если не получаю денежную компенсацию за поднаем жилой площади?
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае отсутствия служебных жилых помещений или общежитий воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан Российской Федерации ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания указанных военнослужащих и членов их семей.
Закрепление в законе обязанности воинских частей арендовать помещения военнослужащим по сей день фактически остается нереализованным положением, не имеющим под собой ни надлежащей финансовой, ни организационной основы, поскольку, предусмотрев весьма важное положение об аренде жилых помещений в рассматриваемом случае, законодатель не определил порядок осуществления такой аренды, в связи с чем обязать командование соответствующей воинской части арендовать жилое помещение военнослужащий может разве что в судебном порядке, да и то судебное решение, скорее всего, останется неисполненным.
Советуем Вам ознакомиться по данному вопросу со следующими публикациями: Митюрич Д.А. Аренда жилья для военнослужащих // Военно-правовое обозрение. 2001. N 2.; Никифоров С.В. Аренда квартир для военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2003. N 11.; Акчурин З.Х. Аренда жилых помещений для военнослужащих: правовые проблемы и пути их решения // Там же. 2004. N 1.; Гаврилова Ю.О. Аренда жилья для военнослужащих. Проблемы реализации // Российский военно-правовой сборник. 2005. N 4.
200809. Врио начальника военного представительства. Прошу разъяснить правомерность отказа начальника продовольственной службы округа в обеспечении военнослужащих военного представительства лечебно-профилактическим питанием (ЛПП). Военнослужащие как и служащие (гражданский персонал) военного представительства производят контроль изготовления продукции во вредных условиях труда. В отношении служащих был заключен договор с продовольственным складом, который производит оплату предприятию, обеспечивающему ЛПП. Однако в обеспечении офицеров ЛПП было отказано со ссылкой на справку начальника тыла округа, в которой порядок получения ЛПП не оговорен, но сказано, что продпаек включен теперь в денежное довольствие. Но продовольственный паек и ЛПП - разные вещи. ЛПП выдается за работу во вредных условиях, а продпаек - особый вид довольствия.
К сожалению, лечебно-профилактическое питание предусмотрено только для гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, занятого на работах с особо вредными условиями труда, в соответствии с приложением N 11 к Положению о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2000 г. N 400 (далее - Положение).
Для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, в свою очередь, Положением установлены различные рационы питания в зависимости от условий прохождения военной службы.
311949. При достижении 55 лет как вдова военнослужащего я выбрала пенсию по случаю потери кормильца от Министерства обороны Российской Федерации. Прошу разъяснить, имею ли я право на получение страховой части трудовой пенсии по старости согласно Федеральному закону от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ? Работала все годы и продолжаю работать (библиотекарь).
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-I жены лиц, указанных в ст. 1 данного Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в п. "а" ст. 21 названного Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право получать две пенсии. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца (ст. 30 вышеназванного Закона) и трудовая пенсия по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо пенсия по случаю потери кормильца (ст. 30 указанного Закона) и социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца), либо пенсия по случаю потери кормильца (ст. 30 вышеназванного Закона) и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная указанным Законом.
Таким образом, Вы имеете право на получение двух пенсий в случае, если причинная связь гибели (смерти) Вашего мужа определена как "военная травма" (вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
031961. Имею ли я право на 30 суток дополнительного отпуска? Военную службу прохожу после достижения предельного возраста.
Согласно п. 10 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, в один год из трех лет до достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, кроме основного отпуска, по их желанию предоставляется отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток. Указанный отпуск предоставляется также военнослужащим, проходящим в соответствии с федеральными законами военную службу после достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе и не использовавшим указанный отпуск ранее. Данный отпуск предоставляется один раз за период военной службы.
Таким образом, в соответствии с указанным выше, если Вы не использовали данный отпуск, то имеете на него право.
000001. Мне 52 года. 14 лет календарной выслуги на Крайнем Севере, 24 года трудового стажа. Если я выйду на пенсию за выслугу лет, то положена ли мне вторая (трудовая) пенсия?
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами - возраста 55 лет и наличии не менее пяти лет страхового стажа имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом, в соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
100774. До 2006 г. проходил военную службу в ФСИН в качестве офицера. С 2007 г. прохожу военную службу в береговой охране ФСБ России (мичман). В выслугу лет при увольнении с ФСИН был зачтен период половины обучения в среднем специальном учебном заведении (отсутствовала военная кафедра). Сохраняется ли выслуга лет в ФСИН, включая период половины обучения в среднем специальном учебном заведении при исчислении выслуги лет при назначении пенсии при увольнении с военной службы?
В соответствии с п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов уголовно-исполнительной системы засчитываются служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в качестве лиц рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).
Период обучения в среднем специальном учебном заведении Вам при исчислении выслуги лет для назначения пенсии при увольнении с военной службы засчитан не будет (п. 2 указанного Постановления).
332411. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333 предусмотрена выплата минимального размера оплаты труда (МРОТ) для граждан, проходящих военные сборы, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения. Статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ МРОТ установлен с 1 сентября 2007 г. в сумме 2 300 руб., а ст. 4 установлено, что выплаты, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от МРОТ, производятся с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 руб. Прошу разъяснить, исходя из какой суммы - 2 300 руб. или 100 руб. - военный комиссариат должен производить выплаты гражданам, проходящим военные сборы, не работающим и не состоящим на учете в государственном учреждении службы занятости населения?
Согласно п. 25 Положения о военных сборах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" от 29 мая 2006 г. N 333, финансовое обеспечение предусматривает, в частности, выплату (возмещение):
а) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы - среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения;
б) за время прохождения военных сборов в соответствии с п. 4 названного Положения:
- оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части (далее - оклад по воинской должности), и оклада по воинскому званию;
- коэффициентов (районных, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию и процентных надбавок в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях;
- среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
В ст. 4 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (далее - Федеральный закон) указано, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 г. исходя из базовой суммы, равной 83 руб. 49 коп., с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 руб.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона минимальный размер оплаты труда (в размере 2 700 руб.) применяется только для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.
Выплата за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов, в величине минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, не является выплатой, производимой в целях оплаты труда, и выплатой пособия по временной нетрудоспособности, носит по своей сути компенсационный характер. В соответствии с вышесказанным и ст. 4 Федерального закона размер данной выплаты с 1 января 2001 г. по настоящее время равен 100 руб.
Таким образом, финансовое обеспечение за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы, и за время прохождения военных сборов предусматривает выплату (возмещение) величины минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, в следующих размерах: с 1 июля 2000 г. по 31 декабря 2000 г. в сумме, равной 83 руб. 49 коп., с 1 января 2001 г. по настоящее время в сумме, равной 100 руб.
123455. Имеет ли право вдова умершего 7 мая 2004 г. военнослужащего-пенсионера на перерасчет недоплаченной мужу пенсии за продовольственный паек за период с 1 марта 1993 г. по 31 декабря 1999 г.?
В соответствии со ст. 58 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (далее - Закон) сумма пенсии, начисленная пенсионеру, но не востребованная им своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением.
Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно ст. 63 Закона сумма пенсии, причитавшаяся пенсионеру и оставшаяся недополученной в связи с его смертью, выплачивается членам семьи умершего пенсионера, если они производили его похороны, без включения этих сумм в состав наследства. В других случаях сумма пенсии, недополученная пенсионером в связи со смертью, выплачивается его наследникам на общих основаниях, установленных гражданским законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что Вы имеете право на соответствующую недополученную сумму пенсии за указанный промежуток времени, если задержка выплаты произошла по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию.
223008. Имеет ли право военнослужащий выписать ВПД на ребенка до окончания вуза (возраст - 22 года, обучается в образовательном учреждении по очной форме обучения) и использовать их в течение трех месяцев со дня выдачи?
Согласно ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" члены семьи военнослужащего - гражданина Российской Федерации, проходящего военную службу по контракту, указанные в абз. 6-10 п. 5 ст. 2 данного Закона, имеют право на основаниях, установленных для военнослужащих, на проезд на безвозмездной основе:
- от места жительства к месту военной службы военнослужащего в связи с его переводом на новое место военной службы;
- один раз в год - к месту использования отпуска и обратно (за исключением членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 г.);
- на лечение в лечебные учреждения по заключению военно-врачебной комиссии и обратно;
- при увольнении военнослужащего - гражданина Российской Федерации с военной службы, а также в случае гибели (смерти) военнослужащего - гражданина Российской Федерации - к избранному месту жительства.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено названным Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся, в частности, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
В соответствии с п. 26 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 г. N 200, воинские перевозочные документы действительны в течение трех месяцев со дня выдачи.
При этом, Вам следует учитывать, что реализовать право на проезд (в том числе с использованием ВПД) возможно лишь до завершения ребенком обучения в вузе, так как после окончания обучения он не будет относиться к членам семьи военнослужащего и соответственно лишится права на бесплатный проезд.
111256. За три года службы ни разу не выдавали вещевого имущества, нет размеров. Это имущество покупали за свой счет. При увольнении с военной службы вещевая служба не выдает имущество и не рассчитывает из-за того, что на складе нет данного имущества. Имеют ли право исключить из списков личного состава воинской части, не рассчитав по нормам вещевого довольствия? А как быть, если уволили?
В соответствии с п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия - равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.
В п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 (далее - Постановление) указано следующее: "...при рассмотрении дел, связанных с необеспечением военнослужащих положенными видами довольствия, судам необходимо иметь в виду, что порядок и размер указанного обеспечения установлены федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, обязательными к исполнению в равной степени как для командира воинской части, непосредственно выдающего военнослужащим соответствующее довольствие, так и для всех иных вышестоящих органов и должностных лиц, на которых законом возложено выполнение соответствующих функций, связанных с обеспечением военнослужащих положенным довольствием. Ненадлежащее финансирование не является основанием для отказа в удовлетворении законных требований военнослужащих...".
В соответствии с п. 25 Постановления "...в случае незаконного увольнения с военной службы военнослужащего до приобретения им права на пенсию за выслугу лет либо без обеспечения его жилым помещением он на основании пункта 2 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит восстановлению на службе в прежней (или с его согласия - равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков и компенсацией морального вреда. При этом признание военнослужащего негодным по состоянию здоровья к военной службе или достижение им предельного возраста состояния на военной службе не может служить препятствием к принятию такого решения.
В том случае, если увольнение военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, произведено на законных основаниях, однако нарушен установленный Положением о порядке прохождения военной службы порядок увольнения военнослужащего в части обеспечения установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением, должно приниматься решение не об отмене приказа об увольнении с военной службы, а только об отмене приказа об исключении этого лица из списка личного состава воинской части, восстановлении конкретных нарушенных прав и возмещении ущерба. При этом срок, в течение которого восстанавливались нарушенные права, подлежит включению в срок военной службы путем возложения на соответствующее должностное лицо обязанности изменить дату исключения военнослужащего из списка личного состава воинской части...".
В случае если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части и сам военнослужащий не ставит вопрос об этом восстановлении, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.
111257. Воинское звание "старшина" получила в 1992 г. Переведена 3 года назад в другой род войск. В этом году при подсчете выслуги лет первый лист послужного списка поменяли на другой и все переписали. В старом листе послужного списка было записано, что я "старшина". В новом списке мое воинское звание - "матрос", а затем "ст. матрос", "мл. сержант". Правомерно ли это?
По-видимому, речь идет о соответствии войсковых и корабельных воинских званий. Так, в соответствии со ст. 46 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" корабельному воинскому званию "старшина 2 статьи" соответствует войсковое воинское звание "младший сержант", "старшина 1 статьи" - "сержант". Насчет правомерности внесения изменений без изучения обстоятельств и документов ничего определенного сказать нельзя.
391513. Каким образом военнослужащему (в первую очередь увольняемому в запас) реализовать свое право на обеспечение положенным вещевым имуществом и согласно каким документам проводится замена (выдача) вещевого имущества?
Не всегда на складе имеется необходимое имущество - зачастую ассортимент вещей крайне мал или отсутствуют необходимые размеры. Получить положенное имущество затруднительно. Возникает желание произвести замену того или иного вещевого имущества.
В 2006 г. написал рапорт на замену вещевого имущества. При этом, положенное военнослужащему вещевое имущество в бухгалтерии вещевой службы посчитали по ценам 2000 г., мотивируя это тем, что в 2000 г. вышел последний приказ Министра обороны Российской Федерации с компенсационными ценами за вещевое имущество и только этими ценами необходимо руководствоваться сотрудникам вещевой службы при решении данного вопроса.
Считаю, что такие действия начальника вещевой службы неправомерны.
Хотелось бы знать, какими документами руководствоваться при решении данных вопросов? Сомневаюсь, что обращение с рапортом на имя командира даст положительный результат без знаний военнослужащим правовых документов.
В соответствии с п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Для определенного отрезка времени действовали свои нормативные правовые акты, регулирующие вещевое обеспечение военнослужащих.
Ниже приведен перечень нормативных правовых актов, регулирующих вещевое обеспечение военнослужащих в определенные промежутки времени:
1) Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о вещевом обеспечении военнослужащих" от 26 июня 1995 г. N 605. Текст Постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 1995 г., N 29, ст. 2804.
Диапазон действия: c 1 июля 1995 г. по 10 июля 2006 г.;
2) Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом и Правил получения отдельными категориями военнослужащих денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования" от 27 декабря 2004 г. N 848. Текст Постановления опубликован в "Российской газете" от 31 декабря 2004 г. N 292, в Собрании законодательства Российской Федерации, 2004 г., N 52 (часть II), ст. 5512.
Диапазон действия: c 1 января 2005 г. по 10 июля 2006 г.;
3) распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июля 2005 г. N 1003-р. Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 2005 г., N 30 (часть II), ст. 3176.
Диапазон действия: c 15 июля 2005 г. по 17 сентября 2006 г.;
4) приказ Министра обороны Российской Федерации и МВД России "Об утверждении временных норм снабжения (обеспечения) вещевым имуществом военнослужащих (воинских частей) Вооруженных Сил Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 8 ноября 2005 г. N 474/911. Информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2006 г., N 1.
Диапазон действия: c 8 ноября 2005 г. по 7 ноября 2007 г.;
5) Постановление Правительства Российской Федерации "О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время" от 22 июня 2006 г. N 390. Текст Постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 2006 г., N 27, ст. 2936.
Действует по настоящее время;
6) распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 1312-р. Текст распоряжения опубликован в "Российской газете" от 26 сентября 2006 г. N 214, в Собрании законодательства Российской Федерации, 2006 г., N 39, ст. 4109.
Диапазон действия: c 18 сентября 2006 г. по 10 мая 2007 г.;
7) приказ Министра обороны Российской Федерации "О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 390" от 10 января 2007 г. N 22. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 марта 2007 г. Регистрационный номер 9080. Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007 г., N 12.
Действует по настоящее время.
8) распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 мая 2007 г. N 595-р. Текст распоряжения опубликован в "Российской газете" от 24 мая 2007 г. N 108, в Собрании законодательства Российской Федерации, 2007 г., N 21, ст. 2538.
Действует в настоящее время;
9) распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2008 г. N 1624-р. Текст распоряжения на момент подготовки ответа не опубликован. Вступает в силу со дня официального опубликования.
В соответствии с п. 21 Правил владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также банно-прачечного обслуживания в мирное время, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 390, по решению командира воинской части военнослужащим может выдаваться вещевое имущество за плату по его стоимости или в счет положенного к выдаче по норме снабжения, но не полученного ранее этими военнослужащими вещевого имущества личного пользования, стоимость которого не превышает стоимости заменяемых предметов вещевого имущества.
041962. Нахожусь в распоряжении командира части с июля 2006 г. Контракт закончился в июле 2007 г. ГЖС получен и реализован в июле 2008 г. Подал рапорт об увольнении из Вооруженных Сил Российской Федерации по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Какие требования по выполнению временных служебных обязанностей имеет право предъявить мне командир части? Какие документы регламентируют мои права и обязанности в настоящее время?
По истечении срока контракта о прохождении военной службы, но до момента исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части военнослужащий обязан исполнять общие, должностные и специальные обязанности.
В случае зачисления военнослужащих в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников) по основаниям, указанным в подп. "а" и "б" п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащие исполняют общие обязанности, а в некоторых случаях и специальные обязанности.
Полный ответ на Ваш вопрос смотрите в статье А.В. Титова "О некоторых вопросах реализации юридических обязанностей военнослужащих после истечения срока контракта о прохождении военной службы" (Право в Вооруженных Силах. 2008. N 5. С. 40-44).
011156. Назначена пенсия (17 лет гражданского стажа, 14 лет военного стажа). Вышел Закон, включающий время пребывания жен офицеров в гарнизонах вместе с мужьями в стаж, учитываемый при назначении пенсии ("Российская газета" от 25 июля 2008 г.). Имеется перерыв в 1,5 года из-за переезда. Должны ли эти 1,5 года включаться в гражданский стаж при назначении пенсии, и возможен ли перерасчет пенсии?
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-I право на пенсию за выслугу лет, в частности, имеют лица, указанные в ст. 1 названного Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
При определении права на пенсию за выслугу лет в общий трудовой стаж включаются:
а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, периоды до 1 января 2002 г. (день вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") включаются в общий трудовой стаж, если это было возможно в соответствии с действовавшим в те периоды законодательством.
В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" супругам военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 г. вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 г. - в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги указанных военнослужащих были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе.
В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включается период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.
С учетом изложенного Вы сами можете оценить возможность пересчета Вам назначенной пенсии.
427531. Выписка из приказа командующего Космическими войсками от 31 мая 2007 г. N 70: "...полагать его досрочно уволенным с военной службы в отставку по состоянию здоровья на основании заключения 15 ВВК Космических войск N 3 от 26.09.2006 г. ..." При этом, датой увольнения указывают март 2006 г., т.е. ранее заключения ВВК на полгода в нарушение закона. Я прослужил до окончания контракта и до предельного возраста. Почему меня уволили досрочно?
В соответствии с подп. "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе", т.е. только после факта признания военнослужащего военно-врачебной комиссией не годным к военной службе.
В соответствии с п. 15 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, "исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках)".
В связи с изложенным (если, разумеется, нет каких-то иных обстоятельств, влияющих на суть вопроса) представляется, что дата, с которой Вы уволены с военной службы, указана в приказе неправомерно.
140808. Выслуга - 32 года. Награжден медалями "За отвагу" и "За боевые заслуги". Имею ли я право на получение двух дополнительных окладов при увольнении?
Вопросы, связанные с выплатой военнослужащим единовременных пособий при увольнении с военной службы регламентируются п. 3 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.
В соответствии с указанной нормой и подп. "а" п. 17 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941 предписано выплачивать при увольнении со службы единовременно пособие военнослужащим (кроме офицеров, проходивших военную службу по призыву) при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями, в связи с нарушением условий контракта в отношении военнослужащего, в связи с осуществлением полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в связи с избранием депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, главой исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа местного самоуправления либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе в размерах, установленных п. 3 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а уволенным по другим основаниям (кроме приведенных в последнем абзаце указанного пункта) - 40% установленных размеров с увеличением пособия военнослужащим, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом (орденами) или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации, на два месячных оклада денежного содержания.
Поскольку указанные Вами награды имеют статус "медаль", к сожалению, Вам не положена выплата двух месячных окладов денежного содержания.
151037. Во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации директивой ГШ ВС РФ от 24 декабря 2007 г. N 314/8/3950 с 1 января 2008 г. повышены тарифные разряды начальников военных представительств Министерства обороны Российской Федерации 1-й и 2-й категории. Правомочен ли отказ в перерасчете пенсии офицерам, уволенным с этих должностей в запас (отставку) до 2008 г.?
В соответствии со ст. 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 названного Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением.
Пунктом 14 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941 установлено, что в предусмотренных законодательством случаях увеличения денежного довольствия состоящих на службе военнослужащих, либо увеличения расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 названного выше Закона, пенсии (в том числе исчисленные в минимальных размерах), надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, назначенные в соответствии с Законом, подлежат пересмотру.
Так, в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим и их семьям.
Например, подобного рода повышение было предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" от 1 декабря 2007 г. N 837.
По смыслу указанных выше правовых норм пенсии, назначенные гражданам, уволенным с военной службы, подлежат пересмотру только в случае увеличения денежного довольствия всех военнослужащих Российской Федерации, проходящих военную службу, независимо от должностного предназначения. Изменение последней воинской должности, которую занимал военнослужащий при увольнении с военной службы, а именно штатно-должностной категории, размера оклада по воинской должности и т.д. не может считаться основанием для изменения, в том числе и увеличения ранее назначенной пенсии. Таким образом, к сожалению, повышение тарифных разрядов начальников военных представительств Министерства обороны Российской Федерации 1-й и 2-й категории не может влиять на изменение размера назначенной Вам пенсии.
000000. Прошу Вас проконсультировать, как с юридической стороны можно попытаться оформить документы для получения удостоверения участника Великой Отечественной войны. Имеется справка из военного комиссариата района о призыве 25 июля 1942 г. в Вооруженные Силы.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
В ст. 2 названного Федерального закона перечислены также граждане, которые в зависимости от вида трудовой деятельности и прохождения военной службы могут быть отнесены к участникам Великой Отечественной войны.
Одним из основных признаков для отнесения к участникам Великой Отечественной войны является прохождение военной службы в воинских частях, входивших в состав действующей армии. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 427 определено, что при этом следует руководствоваться перечнями, определенными нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Справка о призыве, имеющаяся у Вас, естественно, не может подтвердить указанный факт.
Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69, определены юридические факты и документы, подтверждающие участие граждан в Великой Отечественной войне.
Подтверждающими документами могут служить: личные дела военнослужащих, военные билеты, красноармейские книжки, выданные в период войны или период других боевых операций по защите Отечества, предписания, справки архивных учреждений (в том числе Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации), справки военно-лечебных учреждений о ранениях, контузиях или заболеваниях, полученных на фронте, а в отношении партизан и членов подпольных организаций, действовавших в период войны или период других боевых операций по защите Отечества на оккупированной территории, - удостоверение партизана Великой Отечественной войны, справки штабов партизанского движения Великой Отечественной войны, справки архивных учреждений и решения областных комиссий по делам бывших партизан о принадлежности к партизанам и подпольщикам; документы, подтверждающие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников на территориях зарубежных стран в составе антифашистских формирований (документы о наградах зарубежных стран за участие в антифашистском движении, справки архивных учреждений, справки компетентных органов, общественных ветеранских организаций зарубежных стран и другие документальные подтверждения участия в боевых действиях).
Автор рекомендует Вам с помощью военкомата направить запрос в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации, а также обратиться в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации.
717171. Младший сержант контрактной службы. Получаю первое высшее образование, поступил в ВВУЗ в 2007 г., обучаюсь на заочном отделении. При поступлении воинской частью согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 28 апреля 2006 г. N 176 было выдано направление на обучение. В Федеральном законе от 6 января 2007 г. N 1-ФЗ сказано, что обучение производится за счет средств федерального бюджета. Обязано ли Министерство обороны Российской Федерации оплачивать мне расходы, связанные с обучением? Если да, то каков порядок?
Указанный Вами Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения доступности среднего профессионального образования и высшего профессионального образования для военнослужащих (граждан), проходящих (проходивших) военную службу по контракту" от 6 января 2007 г. N 1-ФЗ внес изменения в различные законодательные акты, касающиеся получения военнослужащими профессионального образования.
Так, были внесены соответствующие изменения в Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-I, Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ, а также Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.
В соответствии с внесенными изменениями военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения.
Не совсем понятно, что Вы подразумеваете под расходами на обучение? Вы не платите денег за обучение, эти деньги Министерство обороны Российской Федерации компенсирует вузу. Расходы на проживание, питание и т.д. по месту обучения Министерство обороны Российской Федерации Вам компенсировать не обязано. Законодательством Российской Федерации не предусмотрена компенсация непосредственно военнослужащим затрат на обучение.
020833. Правомерен ли подсчет выслуги лет в Министерстве обороны Российской Федерации и в районе Крайнего Севера, если проходил военную службу по контракту с 1999 г. по 2004 г., с учетом срочной службы? С 2004-2005 гг. работал в воинской части в качестве гражданского персонала, с 2005 г. по настоящий момент - военнослужащий по контракту. Все периоды в районе Крайнего Севера. По первому контракту уволен по подп. "в" п. 2 ст. 51. В 2005 г., когда восстановился, период с 1999 по 2005 гг. не засчитали.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Продолжительность военной службы военнослужащего рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.
Прохождение военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных, является основанием для льготного исчисления продолжительности военной службы военнослужащих.
Подробный перечень оснований для льготного исчисления выслуги лет военнослужащих установлен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941.
Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством продолжительность военной службы в льготном исчислении учитывается только в трех случаях:
1) при определении размеров пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы;
2) при расчете продолжительности основного отпуска военнослужащих;
3) при исчислении размера процентной надбавки за выслугу лет к денежному довольствию.
В связи с тем что Вы не указали местность, в которой Вы проходили военную службу, к сожалению, не представляется возможным ответить, подлежит ли исчислению в льготном порядке Ваша выслуга лет.
Однако отмечу следующее.
В соответствии с названным выше Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается, в частности, военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах Российской Федерации (п. 1 Постановления). При этом, в соответствии с п. 5 Постановления военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Автор советует Вам ознакомиться со статьей В.М. Корякина, опубликованной в журнале "Право в Вооруженных Силах" N 2 за 2005 г. "Выслуга лет и ее роль в социальном обеспечении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы".
180976. Воинское звание "майор", уволен в августе 2006 г. по подп. "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Заключение ВВК - "А". В декабре 2006 г. выявили туберкулез. Обратился в суд. Решение суда: при увольнении категория "Д", сейчас - "В". Подал заявление командующему армии о восстановлении. Отказали. Выслуга лет - 12 (календарное исчисление). Жильем не обеспечен. Могу ли я восстановиться на военной службе и уволиться по болезни после получения государственного жилищного сертификата?
В соответствии с п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию. Если решением суда установлено, что на момент увольнения Вы должны были быть признаны негодным к военной службе, Вы можете воспользоваться указанной выше нормой и соответственно (в том числе через суд) изменить указанное в приказе основание увольнения на льготное.
Получите ли Вы при этом право на ГЖС, зависит от того, были ли Вы признаны на момент увольнения с военной службы нуждающимся в жилых помещениях.
777772. Военнослужащие - офицеры органов ФСБ, признанные ВВК ограниченно годными к военной службе, дают письменное согласие на издание приказа об увольнении, но требуют не исключать из списков личного состава до момента обеспечения жильем (нахождение в распоряжении соответствующего начальника). Как правильно уволить таких военнослужащих? Внеочередное предоставление жилья приказами ФСБ не предусмотрено.
Прежде всего, необходимо отметить следующее. Действующим законодательством предусмотрен прямой запрет на увольнение с военной службы по "льготным" основаниям военнослужащих, имеющих соответствующую выслугу лет и не обеспеченных на момент увольнения жилым помещением. Данный запрет предусмотрен ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ и п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237. Таким образом, необходимо отметить, что согласие указанных Вами в вопросе военнослужащих на издание приказа об увольнении является незаконным и не порождает каких-либо правовых последствий. Действительно правовыми актами ФСБ России в отличие от Министерства обороны Российской Федерации не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения жильем.
При этом, автор советует Вам ознакомиться с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Францына Валерия Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 4 статьи 32 и пункта 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 30 сентября 2004 г. N 322-О и определении Конституционного Суда Российской Федерации "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса президиума Московского окружного военного суда о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 1 ноября 2007 г. N 721-О-О.
135790. Прохожу службу в милиции. Закончил Санкт-Петербургский университет МВД России. Получен диплом об окончании вуза, но с получением среднего профессионального образования. Положена ли отсрочка от призыва по подп. "з" п. 1 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"? В Законе не указана необходимость получения высшего образования, а указана только необходимость закончить обучение в вузе. А вузы могут обучать по программам среднего профессионального образования.
В соответствии с подп. "з" п. 1 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ отсрочка от призыва на военную службу, в частности, предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях.
К сожалению, в редакции нет нормативных правовых актов, регулирующих порядок (условия) получения образования в вузах МВД России, а также определяющих статус вузов МВД России. В связи с этим ответ на вопрос будет дан с учетом действующего законодательства.
Подпунктом "ж" п. 2 Перечня документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, для признания его не подлежащим призыву на военную службу и для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежащих представлению призывной комиссии (в военный комиссариат), утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663" от 2 октября 2007 г. N 400, установлено, что при рассмотрении призывной комиссией вопроса о предоставлении гражданину отсрочки от призыва на военную службу гражданами, поступившими на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специального звания представляются, в частности, подлинники следующих документов:
- соответствующий диплом о высшем профессиональном образовании;
- справка с места службы с указанием в ней специального звания и даты окончания контракта (или копия контракта), заверенная печатью и подписью руководителя соответствующего органа или учреждения.
Данное правило было предусмотрено также и Инструкцией, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. N 400 (действовала до 1 января 2008 г.).
Поскольку указанный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 ноября 2007 г. (регистрационный номер 10454), опубликован в "Российской газете" (от 19 декабря 2007 г. N 284, от 22 декабря 2007 г. N 288), а также издан в развитие Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" от 11 ноября 2006 г. N 663, данный нормативный правовой акт подлежит применению на территории Российской Федерации и распространяется на неопределенный круг лиц, в том числе и в отношении Вас. В связи с чем Вы должны представить соответствующий диплом о высшем профессиональном образовании, в противном случае Вы не имеете права на отсрочку. В том случае, если Вы считаете, что данный нормативный правовой акт Министерства обороны Российской Федерации нарушает Ваши права и законные интересы, Вы можете в порядке, предусмотренном гл. 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оспорить данный приказ в Верховном Суде Российской Федерации.
001123. В связи с реформой Вооруженных Сил Российской Федерации грядет сокращение офицерского состава в 2009-2011 гг. Касается ли это сокращение офицерского состава подводных лодок (действующих и ПЛ 2-й категории вне расчета, на которых экипаж уже в сокращенном составе, в отличие от боевых)?
К сожалению, в редакции отсутствуют данные сведения.
090460. Офицер, выслуга - 30 лет, уволен по подп. "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в распоряжении. Местное отделение МСЭ отказало рассматривать мои документы до увольнения из Вооруженных Сил. Где можно найти акт заместителя министра труда и социального развития от 10 ноября 1997 г. N 5546-АО и решение Генпрокуратуры, отменившей это письмо?
К сожалению, в редакции отсутствуют названные Вами документы.
В настоящее время действуют Правила признания лица инвалидом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95. В частности, в соответствии с названными Правилами гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение либо органом социальной защиты населения. Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. Организации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.
В то же время в соответствии с Формой направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 874, в разделе N 9 в качестве особой социальной категории должна быть, в частности, предусотрена такая формулировка, как "бывший военнослужащий Российской (Советской) Армии".
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что Вы как военнослужащий до момента увольнения с военной службы не можете быть направлены на МСЭ для установления Вам инвалидности. Данное направление в связи с тем, что Вы имеете право на пенсию, будет выдано Вам органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, т.е. военным комиссариатом, поскольку подп. 40 п. 11 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. N 1132, предусмотрено, что одной из основных задач военных комиссариатов являются организация и проведение работы по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других выплат.
Более подробно см.: Шанхаев С.В. Право на получение пенсии должно быть реализовано в полном объеме // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 9. С. 46-53.
С.В. Шанхаев,
капитан юстиции, кандидат юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", N 2, февраль 2009 г.