Государственное автономное учреждение создано путем изменения типа существующего областного государственного учреждения культуры. Как установить должностной оклад руководителя автономного учреждения, учрежденного министерством культуры области?

Деятельность автономных учреждений в РФ регулируется Гражданским кодексом, Законом об автономных учреждениях*(1), а также иными подзаконными актами. Согласно п. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях АУ признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения (п. 1 ст. 5 Закона об автономных учреждениях).
Одним из органов управления АУ является его руководитель. Назначение руководителя АУ и заключение с ним трудового договора, за исключением организаций соответствующей сферы деятельности, для которых иной порядок предусмотрен федеральными законами, относятся к компетенции учредителя, которым в данном случае является министерство культуры субъекта РФ (п. 6 ст. 9 Закона об автономных учреждениях). Таким образом, руководитель АУ является его работником.
В силу п. 2 ст. 120 ГК РФ автономное учреждение относится к государственным или муниципальным учреждениям. О том, каким образом устанавливаются системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, сказано в ст. 144 ТК РФ. В этой статье обозначено, что системы оплаты труда работников государственных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ. При этом должны учитываться Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, а также государственные гарантии по оплате труда, рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнение соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей (ч. 5 ст. 144 ТК РФ).
Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2009 год (далее - Рекомендации) утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10.12.2008, протокол N 8. Рекомендации разработаны в соответствии со ст. 135 ТК РФ в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы. Рекомендации учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Является ли АУ учреждением бюджетной сферы?
Согласно п. 4 ст. 4 Закона об автономных учреждениях финансовое обеспечение выполнения задания, установленного учредителем автономному учреждению, осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (в данном случае из бюджета субъекта РФ) и иных не запрещенных федеральными законами источников. Таким образом, деятельность АУ в части выполнения задания учредителя финансируется за счет средств соответствующего бюджета. Исходя из этого, можно сказать, что работники АУ являются работниками организаций бюджетной сферы. Следовательно, считаем вполне логичным учитывать Рекомендации при установлении системы оплаты труда работников АУ.
Что касается руководителя организации, то трудовое законодательство выделяет его в отдельную категорию работников (ч. 6 ст. 11 ТК РФ). Поэтому действующая в организации система оплаты труда должна включать в себя также и условия оплаты труда ее руководителя (в том числе и размер его должностного оклада).
Согласно п. 17 Рекомендаций системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и с учетом настоящих Рекомендаций. Кроме того, органам государственной власти субъектов РФ, разрабатывающим нормативные правовые акты по вопросам оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, рекомендовано использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный разд. VI Рекомендаций для федеральных государственных учреждений (п. 18 Рекомендаций). Один из основных моментов касается размеров должностных окладов руководителей учреждений. Их следует устанавливать в кратном отношении к средней заработной плате работников основного персонала (пп. "д" п. 18 Рекомендаций).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации порядок определения должностного оклада руководителя АУ должен устанавливаться правительством субъекта РФ, а его конкретный размер - учредителем автономного учреждения (в данном случае - министерством культуры области).
К примеру, Положением об оплате труда работников государственных учреждений культуры Вологодской области, финансируемых из областного бюджета*(2), рекомендованным в том числе и автономным учреждениям области, предусмотрен следующий порядок. Размер должностного оклада руководителя учреждения определяется департаментом культуры области. Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанной средней заработной платы. К основному персоналу относятся все работники учреждения, за исключением руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера учреждения, а также художественного руководителя и работников, должность которых с наименованием "главный" является составной частью должности руководителя или заместителя руководителя учреждения. Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя учреждения определяется департаментом культуры области.
Как правило, устанавливаемый в регионах порядок исчисления размера средней заработной платы идентичен Порядку исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения*(3) (далее - Порядок). Используя алгоритм, установленный Порядком, рассчитаем должностной оклад руководителя автономного учреждения культуры на конкретном примере.
Предположим, в перечень должностей работников, относимых к основному персоналу для определения размера должностного оклада руководителя, утвержденный министерством культуры и архивного дела области, входят архитектор, археолог и специалист по учету памятников. Расчет средней заработной платы работников основного персонала учреждения осуществляется за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителя учреждения (п. 2 Порядка). Следовательно, при установлении должностного оклада руководителя на 2009 год за основу расчета необходимо взять заработную плату работников за 2008 год.

---T--------------------------T--------T-----------T--------------------------T--------------¬
¦N ¦  Наименование должности  ¦Количес-¦Должностной¦Стимулирующие выплаты (за ¦ Всего, руб.  ¦
¦п/¦                          ¦  тво   ¦оклад, руб.¦       месяц), руб.       ¦              ¦
¦п ¦                          ¦ единиц ¦           +--------------T-----------+              ¦
¦  ¦                          ¦        ¦           ¦   за счет    ¦  за счет  ¦              ¦
¦  ¦                          ¦        ¦           ¦  областного  ¦внебюджет- ¦              ¦
¦  ¦                          ¦        ¦           ¦   бюджета    ¦    ных    ¦              ¦
¦  ¦                          ¦        ¦           ¦              ¦источников ¦              ¦
+--+--------------------------+--------+-----------+--------------+-----------+--------------+
¦1 ¦Архитектор                ¦  0,5   ¦  2 095,5  ¦    523,79    ¦  11 000   ¦  13 619,29   ¦
+--+--------------------------+--------+-----------+--------------+-----------+--------------+
¦2 ¦Археолог                  ¦   4    ¦  16 764   ¦   7 059,64   ¦ 86 402,36 ¦   110 226    ¦
+--+--------------------------+--------+-----------+--------------+-----------+--------------+
¦3 ¦Специалист по учету       ¦   1    ¦   4 191   ¦   1 764,91   ¦ 12 996,59 ¦   18 952,5   ¦
¦  ¦памятников                ¦        ¦           ¦              ¦           ¦              ¦
+--+--------------------------+--------+-----------+--------------+-----------+--------------+
¦  ¦Итого                     ¦  5,5   ¦ 23 050,5  ¦   9 348,34   ¦110 398,95 ¦  142 797,79  ¦
L--+--------------------------+--------+-----------+--------------+-----------+---------------

Средняя заработная плата работников основного персонала (СЗОП) определяется по формуле (п. 3 Порядка):

                               Сумма должностных окладов, ставок заработной
                           платы и выплат стимулирующего характера работников
                                  основного персонала за отработанное
  Средняя заработная            время в предшествующем календарном году
   плата работников    =  ----------------------------------------------------
основного персонала                     Среднемесячная численность
                                  работников основного персонала за все
                                        месяцы этого календарного года

Средняя заработная плата составляет 25 963,23 руб. (142 797,79 руб. : 5,5). Отсюда, максимально возможный оклад руководителя равен 129 816,15 руб. (25 963,23 руб. x 5).
Учтите, в примере делается допущение, что в расчетном периоде (в 2008 году) работники основного персонала полностью отработали норму рабочего времени. В противном случае следует рассчитывать среднемесячную численность работников основного персонала за все месяцы 2008 года, руководствуясь методикой, изложенной в пп. 5-7 Порядка.

С.А. Скобелева,
эксперт журнала "Автономные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"

1 ноября 2009 г.

"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2009 г.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
*(2) Утверждено Постановлением Правительства Вологодской области от 30.10.2008 N 2094.
*(3) Утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 08.04.2008 N 167н.






<Место для вашей рекламы>

Copyright 2010 Социальные вопросы. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Социальные вопросы:

Пенсионное обеспечение:

Социальные пособия и выплаты:

Прочие вопросы:
Информация от наших партнеров:

Социальные
вопросы!
Вопросы 2019:

Вопросы и ответы связаные с выплатами 2019 года

Вопросы - ответы связаные с пенсиями в 2019 году и не только.
Консультации юристов:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, задать его юристу онлайн по телефону бесплатно.



Счетчики:

Ознакомьтесь с информацией:


Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности

                                  Главная              О сайте             Реклама             Связь
Социальная защита служащих гражданской службы

В этом разделе сайта рассмотрены наиболее часто встречающиеся вопросы о социальной защите служащих гражданской службы, вы узнаете а нюансах начисления стажа, о льготах и компенсациях которые полагаются служащим гражданской службы.